Византийское искусство мозаики стало источником вдохновения для многих художников Нового времени.
Среди них — Густав Климт (1962–1918).
В 1903 году Климт дважды посещает Равенну — город, знаменитый своими раннехристианскими памятниками и их мозаиками.
Именно этому факту исследователи приписывают появление в живописных работах художника сложного вибрирующего на свету золотого фона и конструирования форм из квадратных и треугольных частичек, что характерно для портрета Адели Блох-Бауэр и "Поцелуя" — и в целом — "золотого периода" Климта.
Самую знаменитую свою работу — фриз Дворца Стокле — Климт создаст именно в технике мозаики.
"Дворец Стокле" — частный особняк в Брюсселе, построенный в 1905–11 годах архитектором Джозефом Хоффманом для банкира и коллекционера предметов искусства Адольфа Стокле и его супруги Сюзанны. Считается одним из самых изысканных и роскошных частных домов XX века. До сих пор является собственностью и жилым домом семьи Стокле и закрыт для посещений.
Интерьер дома создавался с учетом коллекции произведений искусства, собранных Стокле, включавшей разнообразные артефакты со всего мира: от египетской скульптуры, китайской керамики, византийских икон и ювелирных украшений, персидских и армянских миниатюр — до произведений западноевропейской живописи.
Фриз, созданный по эскизам Климта, также вобрал в себя черты этих культур.
Он состоит из трех частей и является частью декоративного убранства столовой:
Две большие панели отчасти симметричны: в центре обеих - знаменитое "древо жизни" с сидящими на нем черными птицами:
Их отличие — в двух фигурах: танцующей девушки ("Ожидание") —
которая открывает композицию:
На средней стене помещения между двумя панелями — абстрактная композиция ("Золотой рыцарь"):
На следующей стене почти симметричная первой панель —
где девушка уже в паре ("Упоение") —
Мозаика собрана из цветных камней, стекла, керамики, золотой смальты и эмалей на фоне кремового с прожилками мрамора в мозаичной мастерской Леопольда Форстнера в Вене.
"Главный мотив фриза — Древо жизни.
Для Климта это символ, в котором объединены все важные для него мотивы: от цветка до женщины, от умирания всех растений до возрождения времен года. Деревья и женщины смешиваются в раю, в волшебном мире, где люди танцуют и любят друг друга, где женщины становятся деревьями (подобно женщинам Матисса, превратившимся в платаны). Древо жизни и древо познания воплощают собой Эдем.
Девушка, танцующая под одним из древ, олицетворяет Ожидание. Пара, обнимающаяся под другим — Упоение.
Смерть, конечно, тоже присутствует (как это и следовало ожидать от представления Климта или Фрейда о нормальном жизненном цикле): в виде хищной птицы она сидит на дереве и наблюдает за происходящим внизу.
Обнимающиеся любовники, еще враждебные друг другу в Бетховенском фризе, перенесены на фриз Стокле как символ спокойствия и счастья, упоения и радости жизни."
Жиль Нере. Густав Климт. Мир в женских образах
__________________________________________________________________________________________
Если вам понравился материал — подписывайтесь на наш канал.
Заходите на наш сайт www.gudmosaic.ru, где вы сможете увидеть больше работ нашей мастерской.
Все вопросы можно задать по телефону +7 920 251-33-83 и эл. почте info@gudmosaic.ru
__________________________________________________________________________________________
Также рекомендуем: