Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Пудра для волос

Создание причёсок XVIII века требовало не только инструментов - горячих щипцов, папильоток, шпилек и гребней, но и укладочных средств.

Семейный портрет, Франсуа Юбер Друэ, 1756, из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон)
Семейный портрет, Франсуа Юбер Друэ, 1756, из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон)

Во-первых, твёрдых и мягких помад. Помады (так называли тога всевозможные косметические мази) заменяли весь сегодняшний спектр средств для волос – кондиционер, мусс, лак, воск, гель, спреи, и т.д. Делали помады на основе животных жиров.

В-вторых, нужна была пудра - причёски тогда обильно пудрились. Таким образом можно было изменить цвет волос, не прибегая к довольно вредным краскам. Текстура волос становилась более плотной. А кроме того, пудра считалась и очищающим средством – в какой-то мере аналог сухих шампуней.

Хорошая пудра делалась из крахмала, сваренного на основе риса, или кукурузы, или пшеницы, или картофеля. Более дешёвая пудра могла иметь в составе муку, алебастр, мел, гипс и даже известь. Но такая считалась менее качественной, а иногда и просто подделкой и нередко запрещалась к продаже.

Георг, принц Уэльский, Жан Этьен Лиотар, 1754, из королевской коллекции
Георг, принц Уэльский, Жан Этьен Лиотар, 1754, из королевской коллекции

Пудра была, таким образом, не просто косметическим продуктом, а и продуктом сельского хозяйства – ведь для неё нужна была мука. Один лондонский парфюмер писал, что, хотя для волос можно использовать рисовую пудру, самая лучшая всё-таки та, что делается из пшеничной. И в годы неурожаев тратить зерно на такую эфемерную вещь было неразумно... Как подсчитал один общественный деятель в Англии, полный запрет на пудру позволил бы в течение года раз в неделю снабжать хлебом 700 тыс. человек. Но это не останавливало модников.

Пудры нужно было очень много – по воспоминаниям одной дамы, за один раз могло уйти фунт или два. Правда, значительная часть, естественно, тут же просыпалось на пол. Наносили пудру разными способами – и с помощью специальных воздуходувок - как бы обдувая причёску пудрой, и пуховками, причём на разных стадиях могли использоваться разные способы.

Модная французская гравюра 1770-х годов - парикмахер колдует над модной причёской
Модная французская гравюра 1770-х годов - парикмахер колдует над модной причёской

И даже могли выделяться специальные помещения - чтобы не запачкать всё вокруг. А чтобы защитить себя от пудры, дамы и кавалеры надевали специальное неглиже или маски для лица.

"Туалет клерка", Карл Верне, ок. 1768 г.
"Туалет клерка", Карл Верне, ок. 1768 г.

Бывало, и забирались в специальный шкафчик с отверстием для головы - тело получалось скрытым, и голову можно было обильно пудрить.

Самым популярным цветом был белый, но бывала пудра самых разных оттенков - от розового и голубого. Пользовались и серой, которая придавала волосам вид седых – однако, как считалось, этим только подчёркивала юность и свежесть лиц.

Портрет актрисы Луизы Жаке,  Жан Этьен Лиотар , 1748-52, из частной коллекции
Портрет актрисы Луизы Жаке, Жан Этьен Лиотар , 1748-52, из частной коллекции

Словом, пудра в XVIII - важная статья расходов...

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!