Почему бывшие соотечественники всё чаще возвращаются на родину.
Россия остается страной, привлекательной для проживания. Об этом можно судить по тому, сколько бывших соотечественников возвращается на родину: за прошедшее десятилетие только по государственной программе переселения таковых насчитываются сотни тысяч. Кто и зачем возвращается в Россию — разбирались «Известия».
Ценен каждый человек
Госпрограмма по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников помогает людям, оказавшимся после распада СССР за границей, вернуться на родину. Она была принята в 2006 году и с тех пор неоднократно подвергалась изменениям. Изначально срок ее действия ограничивался 2012 годом, но с 2013-го она была переведена на бессрочный режим.
Тогда же увеличилось количество регионов, принимающих в ней участие, а также были выделены «территории приоритетного заселения», где новые граждане могут воспользоваться максимальной поддержкой государства, и «остальные территории вселения». При переезде в приоритетный регион, например в Бурятию или на Сахалин, единовременное пособие на обустройство достигает 240 тыс. рублей. Также предусмотрены другие меры соцподдержки, в частности оплата переезда и пособие в течение первых шести месяцев пребывания. Уникальна программа и тем, что помогает ее участникам в рекордно короткие сроки (от трех месяцев) получить российское гражданство.
За время, прошедшее с распада Советского Союза, изменились не только российские реалии, но и отношение к людям, которые по разным причинам уехали из страны. Почувствовав и поверив, что каждый соотечественник, где бы он ни жил, дорог для своей исторической родины, люди потянулись обратно.
За 12 лет существования программы в Россию вернулись около 800 тыс. человек. По данным МВД, большинство переехали с Украины (почти 40%), из Казахстана (20%), из Узбекистана (12%). Потенциальных участников программы — несколько миллионов, и интерес к переезду в Россию продолжает расти. На VI Всемирном конгрессе соотечественников, состоявшемся минувшей осенью, президент Владимир Путин заявил о принятии новой концепции миграционной политики, которая упрощает процесс переселения на постоянное место жительства в Россию.
Мальчик хочет в Тамбов
Тамбовская область в плане переселения регион не приоритетный, но выбор соотечественников часто падает именно на него.
— За 2018 год по этой программе на Тамбовщину прибыли чуть более 2,4 тыс. человек из бывших союзных республик и не только. Это в три с лишним раза больше, чем программный показатель результативности на год, а это 700 человек, — говорит Светлана Камнева, начальник отдела трудовой миграции и содействия переселению соотечественников управления труда и занятости населения Тамбовской области.
В основном люди едут в Тамбовскую область из Казахстана, Узбекистана, Армении, Таджикистана. Причины самые разные — от политических и экономических до личных. Чаще всего — невозможность найти работу в новых государствах.
Российские университеты
По примеру родственников, которые благодаря программе переселения уже обосновались в Туле, в Россию перебралась семья Третьяковых из Туркменистана. Они хотели, чтобы дети, а их четверо, получили российское образование.
— Старшая дочь Анастасия уже давно учится в Тамбове. Сейчас она на шестом курсе местного мединститута. Вслед за ней приехали и все мы: я, мой муж Сарвар и наши дети — Сафтар, Тимур и Аким. Сейчас они школьники, — рассказывает Юлия.
В Туркмении многодетная семья жила в городе под названием Ёлётен. У Юлии большой стаж работы портнихой, хотя по образованию она инженер-технолог и эколог, Сарвар работал слесарем. В Тамбове они сняли квартиру. Город им нравится — зеленый, уютный. Довольны переселенцы и помощью, которую оказывает принимающая сторона: документы оформляются быстро, в консультациях по интересующим вопросам не отказывают, получили «подъемные» из федерального бюджета — 20 тыс. рублей на участника программы и по 10 тыс. на каждого члена семьи.
Сейчас Третьяковы подали документы на РВП (разрешение на временное пребывание). После его получения Юлия и Сарвар начнут трудоустраиваться. Впрочем, глава семейства уже разослал анкеты и резюме потенциальным работодателям, а супруга планирует искать вакансию в швейной отрасли.
Чужие среди своих
Виктор Петров и его младшие дети — Андрей и Светлана — тоже добровольные переселенцы. Пока они еще граждане Украины. Десять лет прожили в Аргентине, почти столько же в США — Калифорнии и Вирджинии.
Причин, чтобы променять американскую мечту и аргентинские субтропики на жизнь в России и тамбовский чернозем, было немало. Своими бывшие граждане союзной республики в Штатах себя не ощущали, поэтому при первой же возможности переехали в Южную Америку, где помогли обосноваться знакомые. Но их всегда тянуло на родину, которой они считали Россию.
— Мы, наверное, всегда были русскими. Я родился в Союзе и дети мои тоже, поэтому Украина для меня — это часть России, — говорит Виктор. — Возвращаться на Украину мы никогда и не думали. Уехали в 1998 году: время было тогда непростое, кризис. Сейчас и подавно, теперь это уже совсем другая страна, там происходят страшные вещи.
Подальше от криминала
Перед переездом в Россию Петровы искали город в черноземной полосе, где хорошая земля и не очень холодно. Выбирали между Липецком и Тамбовом, но первый напугал плохой экологией, поэтому они остановили свой выбор на втором, туда и переехали в прошлом сентябре. Супруга Виктора до счастливого момента не дожила: ее не стало год назад.
Тамбов Петровым понравился уже во время виртуальных визитов: в интернете они пересмотрели немало фотографий. Но первое, что почувствовали сразу по приезду, — здесь спокойно.
«В Тамбове мы уверены, что находимся в безопасности. В Буэнос-Айресе ведь всегда надо быть начеку, Аргентина славится своей криминогенной обстановкой. Там лучше не выделяться из толпы, не выставлять напоказ дорогие украшения. Наша семья с такими случаями сталкивалась: сестра без сумки осталась, я — без телефона», — говорит Андрей.
Переселенцы уже подали документы на получение разрешения на временное проживание, а через несколько месяцев станут обладателями долгожданных российских паспортов. Получили они и единовременную выплату — по 7 тыс. рублей на каждого участника программы и положенное единовременное федеральное пособие. Сейчас оформляют документы на компенсацию затрат, связанных с переездом к новому месту жительства.
При покупке жилья уже придется рассчитывать только на собственные силы, а пока Петровы живут у друзей в пригороде Тамбова. Госпрограмма предусматривает получение земельного участка под индивидуальное строительство, так что в перспективе семья планирует возвести свой дом.
Позже в Тамбов планируют переехать еще как минимум три дочери Виктора со своими семьями. Сейчас Лилия, Виталий и Татьяна живут в США, Ольга и Инна — в Южной Америке, а всего у Виктора Федоровича 7 детей и 23 внука.
Работу Андрей и Светлана в Тамбове пока не ищут, так как готовы еще не все документы. В Соединенных Штатах и Аргентине они получили образование — среднее техническое. Андрей трудился на стройках — занимался ремонтом и отделкой, сестра специализировалась на административной деятельности, работала на заправке, а в последние годы была швеей.
По Аргентине Петровы не скучают, разве что по друзьям и родным, которые там остались. Какой-то особенной разницы в ценах на продукты они не почувствовали, только сыр и мясо там были дешевле.
Девять лет они не видели зимы. Как только в городе появились сугробы, сразу отправились на горки. Говорят, катались и радовались как дети. Новый год в Буэнос-Айресе — это плюс 40 и влажность. В Тамбове — снег и мороз, настоящая русская зима, а они так соскучились по всему русскому…
Нажмите "Понравилось" - мы будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи для вас будут попадаться чаще
Поделитесь с друзьями - это может быть интересно другим!