Найти тему

Генетика современных жителей Латинской Америки и её влияние на внешность и самоидентификацию

Оглавление

Приветствую всех! Сегодня предлагаю перенестись в Латинскую Америку и рассмотреть интересную тему, связанную со сложной генетикой её жителей и влиянием которое она оказывает, как на внешность так и на отношение каждого отдельно взятого человека к самому себе.

Учитывая историю формирования населения Латинской Америки, как до, так и после колонизации, очень интересно узнать, какие межконтинентальные примеси и как повлияли на генетическую структуру и внешность современных её жителей. И какие фенотипические черты сохраняются и преобладают при смешении людей из разных регионов планеты. А также как этот генетический коктейль воспринимают сами его носители? К кому они себя причисляют? И какие примеси различных предков в своей родословной они склонны преувеличивать или преуменьшать? Особенно когда люди делятся на тех, кто кричит: "понаехали тут", и тех, кто выступает "за равные права и возможности". Латинская Америка предлагает отличную возможность изучить генетическую основу различий по внешности между африканцами, европейцами и коренными американцами. Потому как история Латинской Америки включает в себя обширную смесь между коренными американцами и людьми, прибывшими из других континентов, особенно из Европы и Африки. В результате, население региона имеет весьма неоднородный генетический фон и демонстрирует большие различия во внешнем виде. При этом определённые внешние черты людей, унаследованные от предков, оказывают сильное влияние на самовосприятие и одновременно вызывают предвзятое отношение к некоторым генетическим примесям. Обычно человек смотрит на себя в зеркало, на своих родителей, дедушек и бабушек и делает выводы о своей этнической принадлежности и расе. Основные аспекты — это цвет кожи, глаз и волос. Однако не все внешние признаки может идентифицировать человек, как к примеру форму губ, носа и различные маркеры которыми занимаются антропологи.

-2

В последних исследованиях за несколько лет учёные попытались разобраться в генетике современных жителей Латинской Америки. В результате обнаружилось поразительное географическое соответствие между компонентами ДНК коренных народов у латиноамериканцев и генетической структурой современных групп индейцев. А также были выявлены исторически незарегистрированные мигранты колониальной эпохи, вероятно, в основном из-за тайной колониальной миграции христианских новообращенных неевропейского происхождения, называемых Конверсо, состоящих преимущественно из мавров и сефардов или евреев Пиренейского полуострова с римских времен. Процесс обращения в католицизм евреев и мусульман, проходил в Испании и Португалии, примерно в XIV- XV веках. Эти люди в последствии преследовались как бывшими соратниками по вере, так и единоверцами по новой вере. И если в стране происходили какие-либо бедствия, будь то землетрясения или засухи, догадайтесь кто был виноват и против кого случались погромы.

Основные компоненты родословной латиноамериканцев

Коренные жители

Антропологические исследования показывают, что плотность популяции доколумбовых аборигенов значительно различалась в Северной и Южной Америке, что повлияло и на генетический вклад в современных латиноамериканцев. Анализ на основе гаплотипов, позволяет сделать вывод о 25 компонентах предков коренных американцев по всей Латинской Америке, которые были объединены в 16 для визуализации на графике.

-3

У мексиканцев преобладает подкомпонент науа (наиболее распространенный в северной и центральной части Мексики) и два более мелких подкомпонента, один из которых относится к коренным жителям южной Мексики, а другой - к майя (в основном у мексиканцев из Юкатана). У перуанцев преобладает компонент кечуа (в центральном Перу) и наблюдается подкомпонент, связанный с местными жителями андского предгорья (концентрирующийся в северном Перу), и меньший подкомпонент аймара (в основном у южных перуанцев). А у чилийцев преобладающий субкомпонент коренного населения наиболее тесно связан с арауканами или мапуче юга Южной Америки, в то время как более мелкие компоненты, связанные с теми, которые наблюдаются у перуанцев и северных чилийцев. У колумбийцев вклад коренных народов наиболее связан с чибча-паэс, особенно у северо-западных колумбийцев. Другие компоненты наиболее тесно связаны с Центральноамериканскими майя, а у южных колумбийцев с компонентом перуанского предгорья Анд. А бразильцы демонстрируют родословную андского предгорья из северо-восточного Перу.

В целом результаты влияния коренных жителей демонстрируют картину естественной изменчивости в Северной и Южной Америке, подчеркивая генетическую преемственность между доколумбовыми группами и врождённым компонентом современных смешанных популяций по всему региону.

Европейская родословная

Распределение европейских предков в выборке демонстрирует резкий контраст между Бразилией и Испанской Америкой. В Бразилии преобладает европейский подкомпонент, соответствующий эталонной группе Португалия и Западная Испания, в то время как в Мексике, Колумбии, Перу и Чили это преимущественно центральная и южно-испанская родословная.

-4

Эта дифференциация близко соответствует колониальной истории и Тордесильясскому договору о разделе сфер влияния в мире между Испанией и Португалией. Таким образом, миграция португальцев сконцентрировалась в восточной части Южной Америки, постепенно расширяясь за пределы демаркационной линии, пока не достигла нынешних политических границ Бразилии. И наоборот, испанские мигранты поселились в основном на территориях Центральной Америки и западе Южной Америки, которые в период независимости разделились на отдельные страны. Относительно небольшой вклад баскского и каталонского языков, согласуется с исторической информацией, подтверждающей, что испанские мигранты в Америке были родом в основном из Южной и Центральной Испании. Помимо родословной Португалия / Западная Испания, бразильская выборка также показывает существенные генетические компоненты, наиболее тесно связанные с группами из Италии и Германии, которые концентрируются на юге страны. Эта модель соответствует документированной миграции в Южную Бразилию большого количества немцев и итальянцев, начиная с конца 19-го века.

Компоненты Восточного и Южного Средиземноморья

Евреи Пиренейского полуострова оказались довольно шустрыми и расселились по всей Латинской Америке и не только. Их генетический вклад составил: в Бразилии 1%, Чили 4%, в Колумбии и Мексике по 3% и в Перу 2%. В целом, ~ 23% людей в выборке показывают более 5% такой родословной (в среднем 12,2%). Не зря прибытие Колумба в Новый Свет в конце 15-го века совпало с изгнанием и принудительным обращением в католицизм испанских евреев и аналогичными мерами, которые затронули и испанских мусульман.

-5

Хотя новообращенным христианам (Марранам) было запрещено законом переселяться в колонии. Однако исторические записи (часто из инквизиции) документируют, что некоторые люди совершали путешествие. Результаты показывают, что вклад людей из Восточного и Южного Средиземноморья встречается гораздо чаще, чем описывается в исторических отчетах. А вклад не связанный с сефардами из Восточного Средиземноморья в латиноамериканцев составляет 3,9% и из Южного Средиземноморья 1%. Поскольку эта миграция была в основном подпольным процессом, оценить её масштабы было бы сложно без генетических исследований.

Африканская родословная к югу от Сахары

-6

Подсчитано, что Бразилия получила около 4,2 миллиона африканских рабов, в то время как Испанская Америка получила около 1,5 миллиона. Тем не менее средний вклад предков к югу от Сахары, является относительно низким - менее 4%, что, вероятно, отражает тот факт, что регионы, которые исторически принимали большое количество рабов, меньше представлены в этой выборке. В целом, ~ 22% исследованных лиц демонстрируют более 5% примеси от предков к югу от Сахары. Даты, связанные с начальной примесью африканских стран, совпадают с датами колонизации.

Восточноазиатское происхождение

Помимо вышеперечисленных примесей, историческая информация указывает на некоторую миграцию в Латинскую Америку из Восточной Азии, особенно после обретения независимости в 19 веке. Восточноазиатская родословная в выборке в среднем очень низкая, менее 1% в Бразилии, Чили, Колумбии и Мексике. А в Перу чуть выше, около 1,4%. У лиц с более чем 5% восточноазиатской родословной этот компонент наиболее тесно связан с китайцами и, в меньшей степени, с японцами, за исключением Бразилии, где японского вклада больше. Эти результаты соответствуют историческим записям, документирующим прибытие китайских рабочих в Перу с середины XIX века и японских рабочих в Бразилию с начала XX века.

-7

Влияние субконтинентальных примесей на внешность

Европейская родословная связана с более высоким ростом, лёгкой пигментацией кожи, волос и глаз, а также с волнистостью волос и облысением у мужчин. А возраст появление седины приближен к статистически значимому. А также у людей с европейской родословной в основном белее плоские лица, а верхние губы приподняты к нижней части носа. Нос более сужен, надбровные дуги выше, а губы укорочены.

Африканская родословная, как и европейская связана с более высоким ростом и кудрявостью волос, однако различия в пигментации очевидны. Также отмечены более короткие носы, смещенные глаза вниз, а губы вверх. Лица более короткие и широкие, а лобно-височная область характеризуется смещением вниз по отношению к глазам.

А родословная индейцев в значительной степени коррелирует с более низким ростом. Однако здесь стоит учитывать, что на рост также сильно влияют факторы окружающей среды, в том числе питание, а также отмечена общая тенденция к увеличению среднего роста по всему миру, поэтому у более молодых жителей рост ожидаемо выше.

-8

Также исследователи отметили, что более низкое социально-экономическое положение статистически связано с уменьшением роста. Помимо этого у людей с высоким вкладом индейцев, более прямые волосы. Компонент Центральных Анд с арауканским в значительной степени связан с изменением черт лица, особенно формы носа. Компонент мапуче или арауканский тесно связан с менее выступающим носом и более широким углом кончика носа. Это согласуется и с исследованиями в области физической антропологии, которые показывают, что у мапуче более плоский и широкий нос, чем у населения Центральных Анд. Носовая полость является важным регулятором температуры и влажности вдыхаемого воздуха, и эволюционные исследования показывают, что на форму носа повлияла адаптация к климату. А у латиноамериканцев данный фенотип, унаследованный от коренных жителей сохраняется благодаря проживанию в тех же климатических условиях.

-9

Это также согласуется с предложениями о том, что черты лица человека включают ряд адаптаций к окружающей среде.

В целом, самое высокое влияние на внешность оказывает пигментации кожи, около 19%, далее следует форма волос - 8%, цвет глаз и волос 4% - 5% и в меньшей степени другие фенотипы.

Здесь стоит упомянуть, что различия в пигментации, у латиноамериканцев раньше связывали, с разной степенью вклада предков африканского или европейского происхождения. Однако новые исследования демонстрируют, что есть различия в вариантах генов, которые унаследовали латиноамериканцы от коренных народов Америки и европейцев. Проще говоря, различные варианты генов, отвечающих за более лёгкую пигментацию, развивались независимо у людей в Европе и Азии ещё десятки тысяч лет назад. Азиатские варианты были впоследствии перенесены в Америку с первыми переселенцами. Но эти разные варианты генов всё же встретились спустя тысячи лет.

-10

Но у современных людей более светлый цвет кожи, глаз и волос всё равно ассоциируется только с Европой. Тем самым гены индейцев в этом фенотипе недооцениваются.

Генетическое происхождение и самовосприятие

В Латинской Америке при проведении переписи населения и других исследований широко используются 4 этнорасовые категории - это «черные», «белые», «коренные» и «смешанные». В процессе исследования учёные сравнивали генетическую родословную и пигментацию кожи (измеряемую по индексу меланина) между этими категориями для самооценки. Стоит отметить, что в каждой стране наблюдается тенденция, направленная на уменьшение значимости европейской родословной и рост пигментации.

-11

Также выяснилось, что особенно сильное влияние на самовосприятие оказывает пигментация: люди с более низкой пигментацией кожи склонны переоценивать свое европейское происхождение и недооценивать вклад индейцев, в то время как люди с более высокой пигментацией переоценивают вклад своих индейских и африканских предков. Точно так же более светлый цвет глаз и волос приводит к переоценке европейской родословной и недооценке родословной коренных американцев. А тип волос сильно связан с переоценкой африканского происхождения. Влияние социальных факторов на предвзятость самовосприятия подтверждается наблюдением, что большее богатство в значительной степени ассоциируется с переоценкой европейского происхождения.

А в целом результаты исследований иллюстрируют, как генетический анализ может способствовать созданию более полной картины человеческой истории. Это особенно относится к плохо задокументированным событиям, таким как тайная миграция в Латинскую Америку, новообращённых в католицизм жителей восточной и южной части Средиземного моря. Кроме того, анализ показывает, как региональные генетические вариации, тонко сформированные историей, могут влиять на генетическую архитектуру и сложность фенотипов в основных географических регионах. А также результаты демонстрируют, что современные люди знают о своём происхождении значительно меньше, чем о родословной своих домашних питомцев. К тому же подобные тенденции не ограничены только Латинской Америкой.

Создано по мотивам статей:
Latin Americans show wide-spread Converso ancestry and imprint of local Native ancestry on physical appearance, Juan-Camilo Chacón-Duque, Kaustubh Adhikari, и др. doi.org/10.1038/s41467-018-07748-z
Ruiz-Linares A, Adhikari K, Acuña-Alonzo V, Quinto-Sanchez M, Jaramillo C, Arias W, et al. (2014) Admixture in Latin America: Geographic Structure, Phenotypic Diversity and Self-Perception of Ancestry Based on 7,342 Individuals. PLoS Genet 10(9): doi.org/10.1371/journal.pgen.1004572
A GWAS in Latin Americans highlights the convergent evolution of lighter skin pigmentation in Eurasia
Kaustubh Adhikari, Javier Mendoza-Revilla, Anood Sohail, Macarena Fuentes-Guajardo, Jodie Lampert, Juan Camilo Chacón-Duque, Malena Hurtado, Valeria Villegas, и др. doi.org/10.1038/s41467-018-08147-0