Мелён (Melun - Мелюн? французский язык - дело тонкое) теперь пригород Парижа. Что такое в наше время 50 мин на электричке? А когда-то (как и у Москвы с Тверью) ещё непонятно было - где столица. В течение 300 лет, начиная с XI в., Мелён был местом постоянного пребывания французских королей династии Капетингов. Да и потом не раз во время смут французские короли убегали из буйного Парижа в надёжный Мелён. В первый период Столетней войны король Карл V перевёз из Парижа в Мелён королевскую сокровищницу. Не зря его прозвали Мудрым.
Как и в Париже, ядром города был остров на Сене.
В спокойные времена город расширялся на оба берега реки, а во время потрясений и войн снова сжимался до размеров острова, как улитка в раковине. Об эпохе до Карла Великого напоминает только древнеримская печь, обнаруженная при одном из строительств и перенесённая к церкви Богоматери (rue de la Courtille).
Если остров был ядром города, то церковь Богоматери была всегда образующим центром этого ядра. Она была поставлена в XI в. на месте церкви, установленной ранее и разрушившейся от времени. Возможно, предыдущая церковь помнила ещё св. Аспазия, о котором ниже.
Как водится, церковь неоднократно достраивалась и перестраивалась, башни появились только в XVI в., но освящена она была в 1198 г. и видела много королевских свадеб, крещений и отпеваний.
С XV в. в церкви находился знаменитый Мелёнский диптих, заказанный секретарём короля Карла VII.
Для финансирования очередного ремонта церкви Совет каноников принял решение продать диптих, причём по частям, чтобы выручить больше денег. Так одна часть картины оказалась в Берлине, а другая - в Антверпене.
В XIX в. орган для церкви купили у Полины Виардо - знаменитой певицы и подруги Ивана Тургенева.
По южному берегу острова между церковью Богоматери и мостом маршала Леклерка сохранилась часть бывших городских укреплений. Она позволяет понять, почему Мелёну можно было доверить королевскую сокровищницу.
Там же на острове Сент-Этьен (и даже на улице Сент-Этьен) находится ещё одна из самых старых построек города - Приорство Святого Спаса. Это остатки пришедшего в упадок средневекового аббатства.
Здания аббатства разбирали и строили на их месте дома (церковь одно время использовали под соляной склад), потом эти дома сносили, чтобы открыть вид на остатки церкви и облегчить её реконструкцию, которая сейчас идёт потихоньку. Тем не менее даже в таком виде приорство выглядит вполне представительно.
Когда-то в церковь был боковой вход со стороны реки, по которому проходили путешественники, прибывшие по Сене, чтобы воздать хвалу Господу за удачное окончание пути.
На набережной de la Courtille выстроил себе особняк знаменитый суперинтендант финансов Людовика XIV Николя Фуке (за которым потом гонялся по всей Франции д'Артаньян).
Среди прочих титулов Фуке был титул виконта де Мелён и Во, и этот дом он построил как рабочую бытовку, чтобы наблюдать за строительством своего замка Во-ле-Виконт (о котором ниже). Этим объясняется скромный вид здания.
Высокий статус владельца скромно проявился только в богатом декоре слуховых окон, хорошо сохранившемся до нашего времени. Несмотря на таблички XIX в., декор несомненно относится ко времени постройки.
За островом Сент-Этьен на северном берегу Сены находится квартал св. Аспазия.
Эта часть города отстраивалась прежде всего каждый раз, когда Мелён снова расширялся за пределы острова. Здесь теперь находится старый город, как его принято понимать, с ратушей, пешеходными зонами и основной торговлей.
О самом св. Аспазии сведений почти не сохранилось, кроме нескольких упоминаний в решениях старинных церковных соборов, в которых он участвовал. Но человек он был, видимо, заметный, поскольку, несмотря на отсутствие канонических текстов (ни жития, ни изображений), его и через две тысячи лет чтут как крестителя и в Мелёне, и в соседнем Мо.
Церковь св. Аспазия - единственная, посвящённая этому святому, во Франции, а, может быть, и во всём католическом мире.
Первоначальная церковь на этом месте стояла чуть ли не со времён св. Аспазия, но, естественно, она не сохранилась. В конце XV в., когда разросшийся квартал из окраины стал центром, прихожане поставили новую колокольню, а затем в начале XVI в. решили обновить церковь. Приехавший из Парижа мастер-строитель с энтузиазмом взялся за дело, выстроил новый фасад в стиле "пламенной готики", расширил постройку по горизонтали и вертикали, постоянно ругаясь с заказчиками из-за перерасхода средств. В конце концов строительство было остановлено, а вскоре умер и строитель (не исключаю, от того, что его отстранили от любимого дела).
Недостроенная церковь портила весь вид, и через 25 лет постройку поручено было завершить местному мастеру. Ещё через 10 лет церковь была наконец освящена, но потом выявилось много допущенных при строительстве дефектов (сказалась, видимо, экономия средств), и её ещё 100 лет постепенно доводили до ума. В 1944 г. она была сильно повреждена авиабомбами, но к 1951 г. вновь восстановлена.
Долгое время существовал обычай крещёных в этой церкви младенцев нарекать Аспазиями, однако со смягчением нравов он постепенно сошёл на нет. Последний Аспазий, звонарь этой церкви, умер в 1906 г.
В квартале св. Аспазия сохранилось довольно много старинных домов, которые стоит посмотреть. Особенно любопытны улицы du Presbytère и au Lins.
В отличие от многих городов, ратуша в Мелёне находится не на центральной площади, а просто на улице Paul-Doumer.
Когда-то здесь стоял дворянский особняк, потом обитель отцов-бенедиктинцев, а современное здание ратуши построили уже в середине XIX в.
На традиционном месте на площади de la Porte-de-Paris - Парижских ворот - разместилась супрефектура департамента Сена-и-Марна.
На улице генерала де Голля сохранилось здание бывшего монастыря XVIII в.
Неподалёку на той же улице находится колледж Жака Амио - в честь филолога XVI в., переведшего на французский язык много произведений классической литературы.
Главное здание колледжа построено в XIX в., но вокруг него сохранились остатки бывшего на этом месте монастыря капуцинов.
В соседнем квартале Сент-Линь на rue Fréteau-de-Pény стоит здание ещё одного францисканского монастыря.
Монастырь построили в XVII в., но к тому времени в городе было уже столько монастырей, что жители начали ворчать. Тогда епископ ограничил численность монахов до 8, а в здании разместили хоспис. Небеса остались не очень довольны таким решением: в середине XVIII в. в монастырскую церковь ударила молния и её пришлось переосвящать. А ещё через 30 лет началась Революция и монахов разогнали. Но хоспис остался, там же разместили госпиталь и всё это функционировало до 1980 г., когда хоспис перевели подальше от центра города.
В том же квартале на улице св. Линя находится источник св. Линя.
До самой Революции источник считался целебным и чудотворным, к нему приходили паломники, а французские короли, приезжая в Мелен, обязательно в нём умывались для подкрепления бренда.
В соседнем квартале Saint-Barthélemy сохранилась колокольня церкви св. Варфоломея XVIII в.
Эта церковь стояла здесь с XI в., и, видимо, всегда загораживала всем дорогу. Сначала в 1590 г. её сожгли католики, чтобы задержать штурмующие войска Генриха Наваррского. Потом церковь восстановили, но в начале XIX в. всё-таки решили снести. Однако колокольню XVIII в. город выкупил и сохранил, как достопримечательность.
Из более современных сооружений стоит упомянуть Мелёнскую тюрьму на восточной части острова Сент-Этьен.
Тюрьму здесь устроили в рамках тюремной реформы Наполеона на месте опять-таки бывшего монастыря. Существующий комплекс зданий построен в середине XIX в. С 1970 г. здесь отбывают наказания приговорённые по мелким статьям или отсидевшие большую часть срока. То есть, это скорее не исправительное, а воспитательно-реабилитационное учреждение с тюремным режимом. Конечно, до лиссабонской тюрьмы это не дотягивает (будете в Лиссабоне - не забудьте посмотреть), но зрелище любопытное.
Стоит также посетить Музей национальной жандармерии на авеню 13-го драгунского полка (Avenue du 13ème dragons).
Французские жандармы - это вам не царские жандармы. Это больше похоже на наши Внутренние войска, которые вдобавок выполняют полицейские функции в сельской местности. Так что любителям военной тематики безусловно стоит туда заглянуть.
Настоящей жемчужиной Мелёна является замок Во-ле-Виконт в 6 км на северо-восток от центра города.
Примечание для путешественников: из Мелёна с шоссе на Meaux сворачивайте на Mormant по указателю. Думаю, там и автобус ходит.
Замок выстроил тот самый суперинтендант Фуке, о котором говорилось выше. К строительству привлекли лучших архитекторов, художников, садовников и дизайнеров того времени. Работы начались в 1656 г., а в 1661 г. Фуке уже устроил там два грандиозных празднества в честь английской королевы-матери (по происхождению - французской принцессы) и в честь самого короля-солнца Людовика XIV. Думаю, атмосферу этих приёмов, если не с исторической, то с психологической стороны, хорошо передаёт французский фильм "Ватель" с Умой Турман и Жераром Депардье.
Но в любом деле не надо перебарщивать. Погостив в замке, ...
... Людовик XIV решил, что нехорошо, когда кто-то в королевстве богаче короля, и распорядился хозяина арестовать и разобраться (тут-то д'Артаньяну и пришлось побегать за Фуке).
Фуке умер в тюрьме, его имущество было описано и конфисковано, всех строителей перебросили на Версаль. Однако позднее здания возвратили жене суперинтенданта, которая продала их, чтобы расплатиться по долгам. В конце XIX в. тогдашний владелец замка приложил много усилий к его восстановлению и потом перепродал его графскому семейству Вогюэ. Теперь замок функционирует как всемирно известный музей, на осмотр которого можно смело отводить целый день.
Спасибо, что дочитали до конца.
Автор сохраняет за собой права на данный текст и изображения в нём, для которых не указан источник, и разрешает использовать этот контент на условиях GPL v. 3.0.