Найти тему

Видеокамеры в каждый класс, или можно ли подглядывать за уроком

Мысли про видеокамеры в классах у меня и раньше возникали, но слишком спорный это вопрос. Высказаться на эту тему меня подвигли опять же комментарии к моим статьям.

Особо много было таких предложений после статьи «Бить или не бить?!», там вообще много интересного в комментариях…

Я выскажу своё мнение, и оно не будет однозначным. Как и у любого вопроса, здесь две стороны: есть «за», есть и «против».

Аспект моральный. Вроде бы как неудобно подглядывать на уроке. Да, неудобно. Но подглядывать за кем? За детьми, то есть обучающимися школы? Так мы обязаны следить за ними всё время их нахождения в школе. Мало того, мы несём ответственность, вплоть до уголовной, за их здоровье, безопасность и жизнь. А на уроке они ничего и не должны делать такого, что нельзя бы заснять (не для публичного показа, конечно).

За учителями неудобно подглядывать? А они что там такого могут делать, чего нельзя увидеть администрации? Хотя я понимаю, в чём здесь проблема. Просто неловко чувствуют себя люди, когда за нами смотрят. И это относится не только к учителям. Помните, как водители автобусов завешивали прозрачную перегородку водительского места ковриками, плакатами и т.д. – это из той же оперы.

Вполне может быть, что некоторые учителя не хотят показывать все свои уроки, потому что эти уроки просто плохие. Я даже знаю нескольких таких учителей. Ведь тогда придётся готовиться к каждому уроку… А это плохо? Это трудно, но неплохо.

Аспект юридический. У нас столько наворочали законов и нормативов по всякого рода защите прав, персональных данных и т.д., что уже с трудом понимаешь, что вообще можно, а чего нельзя.

По всем этим нормам получается, что без согласия (учителя, ребёнка, его родителей) нельзя снимать урок. Но в то же время в школах давно полно видеокамер. Мало того, они обязательны по соображениям безопасности. То есть в коридорах, в рекреациях, в актовом зале… снимать можно, а в классе нельзя? Думаю, здесь можно найти решение этой юридической проблемы.

Кстати, на ГИА всё снимается, просматривается и хранится. Значит, можно учеников снимать?

Конечно, всё, что касается этих съёмок и записей, должно чётко и конкретно регламентироваться. Кто может просматривать, где и сколько хранить записи, условия передачи их третьим лицам и т.д. Всё это вполне можно разработать и выполнять.

А проблем решить с помощью видеокамер можно на самом деле много. Это и конфликтные ситуации, и «реальная» работа ребёнка на уроке (мой сыночек всё отвечает, а ему одни тройки ставят – учитель его невзлюбил!), и, в конце концов, работа учителя.

В итоге, как администратор, я только «за» применение видеозаписей на уроках. Как учитель, я немного сомневаюсь, но тоже, скорее, «за». Это меня будет дисциплинировать.

Мне могут сказать про стоимость этих процедур: «У нас ещё не везде тёплые туалеты, а вы камеры в каждый класс!» Поверьте, эти вещи (туалеты и видеокамеры) никак не связаны. Будет принято решение – моментально найдутся средства на видеокамеры. Будет принято другое решение – будут везде туалеты. А могут быть и камеры, и туалеты. А может не быть ни того, ни другого.