Тэглайн: "Ни слова о zомби"
Что это
Это новейший постапокалиптический роман от мэтра отечественной фантастики. Даже не мэтра - киломэтра.
Я вообще вырос на книжках Лукьяненко и читал у него все - даже сборники рассказов (хотя рассказы предпочитаю не читать, а писать), и уж конечно при моей нежной любви к теме зомби-апокалипсиса эту книгу я пропустить не мог. В общем, это такой уверенный текст для тех, кто Лукьяненко ранее вообще не читал или читал мало и выборочно.
Для кого это
Для неофитов. Для тех, кто читал мэтра урывками и эпизодически, как и было сказано выше.
Для тех кто любит зомби-апокалипсис в любом его виде, и для тех, кто хочет знать, как оно может выйти, если на стадии тупого "сожри-все-до-чего-дотянешься-зомби" все не закончится, и какие при этом могут возникнуть проблемы. И у людей, и у культурных zомбей из Питера. То есть, у кваzи.
Что хорошо
Хорошо, что мэтр не обошел в своем творчестве животрепещущую (мертвотрепещущую - хе-хе) тему. Хорош основной замес, сюжетные твисты. Хороша концовка, хотя, если честно, хотелось бы чего-то более разухабистого и менее предсказуемого, но это уже вкусовщина и собственно к книге отношения не имеет - в конце концов, хочется чего-то другого, попробуй напиши сам, и чтобы вышло лучше.
МКАД снова стал стеной, а в "Замкадье" есть даже отечественная версия Безумного Макса, в свете последнего фильма франшизы - полигамная. И да, у книги будет продолжение.
Что плохо
Лукьяненко такой Лукьяненко.
Вот есть такая штука как авторский почерк или даже авторский штамп. Как Фаулз не мог съехать с темы близнецов, как Круз не может съехать с темы оружия и спецмашин, как Дивов обожает вплетать в тексты всякую экстрасенсорику, так и у Лукьяненко существует мешок с готовыми блоками (как в конструкторе лего), из которых он, зачерпывая в мешке щедрой рукой, собирает ныне все свои романы.
Блок номер раз: главный герой - обиженный судьбою мужчина чуть за тридцать, любящий рефлексировать и ненавидящий себя за это.
Блок номер два: конфликт - добро vs зло в масштабе страны, а то и мира, иногда - Вселенной, и рядом - некая "серединка" для сравнения.
Блок номер три: антагонист - неоднозначный, местами обаятельный, местами вообще чуть ли не друг и наставник главного героя, к которому герой испытывает смешанные чувства. То ли уважает, то ли ненавидит, то ли хочет убить...
Блок номер четыре: мальчик - обязательно мальчик.
Блок номер пять: Анастасия (пока только во второй раз) - ну нравится писателю это имя. Имеет право, у Ремарка несколько значимых героинь разных романов звали исключительно Рут, и это сильно сбивало с толку при прочтении. Зачем же повторять чужие ошибки? Понятно, что миры у Мэтра не пересекаются (пока), но все же...
Воспринимается данный персонаж как некая разновидность "девушки Бонда". Красивая и нужная, но увы - мебель.
Из всегдашнего - несоответствие поведения героев их номинальному возрасту.
Денис в двадцать лет ведет себя на тридцать с хвостом, а в тридцать - на сорок пять. Я понимаю, когда случается апокалипсис - взрослеют быстро, но не настолько же.
Та же история и с престарелым кваzи Михаилом - ну непонятно, как он, "возвысившись" в довольно преклонном возрасте, вдруг психологически резко помолодел.
При прочтении возникает ощущение дежа вю: вроде новая книга, а где-то ты все это уже видел, только приют для "восставших" назывался "Лабиринт Смерти", и "экранного времени" ему было отведено гораздо больше, а "уполномоченный по смертным делам" назывался "светлым иным, дозорным четвертого уровня"...
Для тех, кто только-только приобщается к творчеству мэтра, это все даже не недостатки, но "старых фанатов" типа меня начинает потихоньку корежить.
В сухом остатке
Книга, которую хочется прочитать, но, будучи "фанатом старой закалки" не хочется потом перечитывать. Видимо, сказывается возраст. Очень печально, что я как читатель "перерос" творчество некогда любимого автора.
Как пример противоположного подхода к читательской аудитории - небезызвестная Джоан Роулинг. Мне было интерсно читать ее ранние книги в мои пятнадцать, и не менее инетересно читать ее нынешние книги в мои почти тридцть пять.
Что читать вместо:
Если хочется про zомби циничнее и реалистичнее: "Эпоха мертвых" Андрея Круза.
Если хочется про zомби, но романтичнее: "Тепло наших тел" Айзека Мариона.