С появлением супермаркетов и огромных торговых центров жители европейских мегаполисов все реже готовы жертвовать утренними часами долгожданного выходного дня, чтобы бродить между длинными прилавками в поисках самых свежих овощей и фруктов, отборного мяса или непродовольственных товаров. В Азии дела обстоят совершенно иначе. В крупные города вроде Ханоя и Хошимина пришли сетевые магазины, где занятые офисные работники могут приобрести все необходимое практически в любое время дня и ночи. Но для большинства вьетнамцев рынки остаются главным местом для совершения покупок, да и вообще – негласным сердцем общественной жизни.
В любом из упомянутых случаев принципиально важно различать «настоящие» места, ориентированные главным образом на неприхотливых локальных покупателей, и те, которые сравнительно недавно были построены или переформатированы с учетом запросов иностранцев. Узнать вторые легко по красиво выложенному на чистеньких прилавках товару, обилию сувениров и продавцам, сносно понимающим английский или выучившим пару ходовых русских фраз. С развитием туризма эти локации включают в стандартные экскурсионные маршруты. Так случилось с Чо Дам в Нячанге, Центральным рынком Хойана и многими другими на популярных курортах. Цены здесь всегда выше (иногда в 3-4 раза!), а атмосферы и аутентичности не больше, чем в кривовато слепленном магните с надписью «Made in China» на обороте.
Некоторым исключением из этого правила можно считать ночные рынки. Такие есть в Нячанге, Далате, Хойане, северной и южной столицах. Обычно они разворачиваются с наступлением темноты на набережных или пешеходных улицах в центре города. Торговые ряды щедро украшают мерцающими фонариками, а на прилавках высятся горы сладостей и экзотической еды. Собственно, история не так о купле-продаже, как о времяпрепровождении и возможности попробовать что-то совершенно непохожее на привычную пищу. Людям, которые никогда раньше не были в Юго-Восточной Азии, все-таки стоит посетить такое место хотя бы однажды, чтобы поставить еще одну «галочку» в списке достопримечательностей региона.
Ранними пташками должны быть и гости плавучих рынков: торговлю здесь сворачивают уже к 8-9 утра. По реке в плотном потоке движутся доверху наполненные горами овощей и фруктов деревянные лодки. Вывеской и рекламным щитом на них служат привязанные к шестам-кэйбео продукты. Поскольку продавцы здесь – крестьяне, а покупатели – местные жители, торговаться не принято, цен никто не завышает.
На небольших суднах расположены и передвижные кафе, в которых участники могут подкрепиться или утолить жажду. Самым крупным считают Фунгиеп со столетней историей, но интересно будет посетить Фонгдиен, Кайжанг, Кайбе.