«Можно брать руками»
С наступлением Перестройки в 1985 году стало понятно, что «как не запрещай, все равно это вырывается наружу», и жизнь рок-музыкантов с этого времени "стала легче, стала веселей". По аналогии с Ленинградским рок-клубом, появляется «Московская рок-лаборатория». В ней ведущими группами были те, кто делал упор на богатую музыкальную палитру и позитивную подачу материала: «Бригада С», «Крематорий», «Вежливый отказ», но самым ярким представителем этой плеяды считается группа «Звуки Му». Лидер "Звуков" Петр Мамонов добавил кое-что из традиций скоморошества и отразил это в вокале, пластике и тематике песен.
В 1986 был проведен московский фестиваль «Рок-панорама». Его запись вышла на двух пластинках фирмы «Мелодия». Появился диск-гигант группы «Машина времени», сборник студийных записей разных лет «В добрый час», на Центральном телевидении (ЦТ) возродилась программа «Весёлые ребята», один из новых выпусков которой был полностью посвящен музыке, на Ленинградском телевидении вышел в качестве полноценной программы «Музыкальный Ринг». Кроме того, группа «Аквариум» дала серию концертов в престижном ленинградском зале «Октябрьский».
Записи избранных групп двух центров активно распространялись по всему Союзу, тем самым, порождая в регионах подражателей. Особенно хорошо это получалось в Свердловске, где в год начала перестройки был образован местный рок-клуб. Ключевой группой рок-клуба была «Урфин Джюс» во главе с выпускником Уральской Консерватории Александром Пантыкиным. Пантыкин создал удачную смесь экспериментального рока с большим количеством арт-рока и прогрессива и, что интересно, без каких-либо заимствований у западных музыкантов. Однако уже через год группа распалась: одна часть музыкантов ушла в молодую группу «Наутилус Помпилиус» во главе с Вячеславом Бутусовым, а другая образовала проект «Настя» во главе с Анастасией Полевой. Первый проект фактически продолжил эстетику «Урфин Джюса» с добавлением социальной эстетики, а второй был пропитан несвойственным советским исполнителям духом восточной философии. Тексты для трёх этих групп писал Илья Кормильцев, который почти год проучился в Ленинграде и успел впитать в себя местный андеграунд.
«В полный рост»
Кульминацией процесса по полной легализации рока в СССР становится вышедшая в 1986 году в США и Канаде двойная пластинка «Red Wave» с записями песен групп «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры». Инициатором проекта была американская певица Джоанна Стингрей, которая 2 года прилетала в Ленинград и участвовала в местной рок-н-ролльной жизни. Она поспособствовала популяризации русскоязычного рока на Западе, подарила местным музыкантам инструменты фирмы «Yamaha», а точкой этой популяризации стала данная пластинка, записи для которой Джоанне пришлось перевезти контрабандой.
Узнав об этом наверху, в срочном порядке на фирме «Мелодия» был выпущен виниловый сборник группы «Аквариум», чтобы сделать видимость того, что «это и у нас есть». За ней последовал выпуск на пластинках полноценных альбомов групп «Зоопарк», «Кино», «Странные игры», «Телевизор», а также альбома «Аквариума» «Радио Африка». Появилась возможность записываться на «Мелодии», и ей воспользовались «Аквариум», «Машина времени», «Браво», «Секрет», «Пикник» и другие. Стало больше проводиться рок-фестивалей, а сами участники рок-процесса стали неотъемлемой часть советских массмедиа. В 1987 году на ЦТ появляется молодёжная информационно-музыкальная программа «Взгляд», в которой частью эфирного содержания, помимо несоветского имиджа ведущих и остросоциальных сюжетов, является русскоязычная рок-музыка. Особенно активно звучит группа «Наутилус Помпилиус», чья остросоциальная тематика песен удачно сочетались с сюжетами программы.
В это время активно начали обращать на себя внимание регионы, особенно Сибирь. В Новосибирске образовывается группа «Калинов Мост», сочетающая рок-музыку с русской народной эстетикой и мифологией древних славян, на местном фестивале с успехом выступает омская панк-группа «Гражданская оборона» во главе с Егором Летовым. Факт о существовании группы, в творчестве которой преобладают острейшая тематика и декадентство в сопровождении расплывчатой тяжёлой музыкой, разлетелся по всему Союзу.
В 1987 году синти-рок-группа «Телевизор» выступает на Пятом фестивале Ленинградского рок-клуба со программой, которая поразила слушателей резкими даже для Перестройки социально-политическими текстами песен. Эти песни затем войдут в альбом «Отечество иллюзий», посвящённый юбилею Октябрьской революции. Другая такая группа, «ДДТ», а точнее её лидер Юрий Шевчук после нескольких лет скитаний в поисках творческой свободы закрепился в Ленинграде и с новым составом «ДДТ» начал успешно выступать.
«Happy End?»
Рок-группы получили полный карт-бланш, и казалось, чего ещё желать? Но не успел год 1988-ой толком начаться, как он омрачился трагедией: 17 февраля из окна восьмого этажа ленинградского жилого дома выпадает рок-бард Александр Башлачёв. Он считается одним из немногих, кто приложил руку к тому, чтобы «русский рок» был индивидуален и меньше походил на западным аналог. Как выходцу из вологодчины, Башлачёву был близок исконно русский дух, который он беспрепятственно перекладывал на стихи своих собственных песен. Из того западного рока он взял только энергетику, и для её передачи ему потребовалась лишь одна акустическая гитара. Он не жалел своей глотки и изодранных до крови пальцев, и это также поспособствовало тому, чтобы его песни были близки русскому человеку. Несмотря на столь тёплый приём со стороны слушателей (от простых людей до рок-тусовки), Башлачёв бедствовал в материальном плане, а последние полгода переживал творческий кризис, после которого ушёл в разряд легенд. Башлачёв был, пожалуй, последним, кто окончательно укрепил фундамент отечественного рока.
Однако после него рок даже чересчур популяризовался.Это был прорыв, и каждый музыкант наконец-то почувствовал себя свободным и перед ним был выбор: либо садиться в «огненный поезд», либо самостоятельно требовать перемен!