«Начало начал»
Эпоха, наступившая после смерти Сталина, была провозглашена как эпоха «оттепели». Это было время свободы, главным приоритетом которой являлось, небольшое ослабление цензуры. Вместе с ней стала возможна открытость Западу. Сначала в середине 50-х в моду входит рок-н-ролл, а спустя почти десятилетие – «The Beatles» и «Rolling Stones». Тогда-то, особенно в центрах, и начинают появляться бит-группы, исполнявшие кавер-версии известных западных композиций, либо свои собственные, но на английском языке. Петь на русском мало кто решался, поскольку сомневались в совместимости родного языка и западного рок-н-ролла.
Группа «Скоморохи» (образована в 1966 году. В составе А. Градский, А.Буйнов, А. Лерман, Ю.Фокин, И. Саульский) была одной из первых, кто начал полностью петь по-русски, и это благодаря настойчивости лидера группы, совсем молодого Александра Градского. Правда, для своих песен группа брала, как правило, уже готовые стихи, преимущественно известных поэтов.
«Всё очень просто»
Начиная с 1970 года начал усиливаться контроль над культурой. Появились т.н. вокально-инструментальные ансамбли (ВИА), которые для своей легализации должны были состоять в какой-либо культурной организации (от провинциальной филармонии до Росконцерта), а больше половина репертуара таких ансамблей должна была составлять песни членов Союза Писателей и Союза Композиторов, но туда попадали только избранные. Некоторым ВИА того времени всё же удавалось соответствовать индивидуальному стилю, как например группе «Цветы» во главе со Стасом Наминым, внуком Анастаса Микояна. Немаловажную роль родство играло в данном случае, и группе Намина удавалось быть более западными как в плане музыки, так и в плане имиджа. Не менее интересен был минский ВИА «Песняры», в звучании которого преобладали ритмы фолка и прогрессивного рока.
Но молодежь того времени уже тогда осознавала фальшь, и ей нужна была настоящая музыка без ханжества. Как таковой рок-музыки в СССР ещё не существовало, и её заменял один Владимир Семенович Высоцкий. Он охватывал многие темы, в том числе и немыслимые для советского человека, за которые Высоцкий мог запросто преследоваться со стороны властей. Однако, те, наоборот, даже создавали популярному автору-исполнителю некоторые привилегированные условия, и искренний напор песен Владимира Семёновича сделали своё дело.
В то же время по-прежнему продолжали образовываться сторонние гитарные коллективы, как, например, московский ансамбль «Машина времени». Её лидер, Андрей Макаревич, хорошо знавший английский и знакомый с творчеством многих бардов, обнаружил, что темы у бардов и западных музыкантов фактически схожи, и начал экспериментировать с написанием песен на русском.
Ленинград был более продвинутым городом, чем Москва, ибо находился рядом с капиталистической Финляндией, и поэтому западный ветер дул чуть сильнее. Бешеную популярность завоёвывает группа «Санкт-Петербург», которая стала примечательна благодаря поэтически зрелым текстам и довольно эпатажным для того времени поведением лидера группы Владимира Рекшана.
Чуть позже, в 1972 году, появляется группа «Аквариум» во главе с Борисом Гребенщиковым. Он был очень хорошо знаком с творчеством Боба Дилана, и также увлекался бардами и поэзией Серебряного века, поэтому сделать фолк-рок по-русски для него не составило труда.
Именно они, наравне с западными коллегами, стали законодателями мод для многих отечественных рок-музыкантов на последующее десятилетие, а то и больше.
Т.к. статья получилась очень длинная ее пришлось разделить на 3 части. Завтра выложу вторую.