Все года и века и эпохи подряд
Все стремится к теплу от морозов и вьюг.
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг?
(с.) В.С. Высоцкий
Усинск. День 2.
Проснулись с осознанием того, что нужно быстрее бежать на продуктовую базу, ибо время обеда близится, и вахтовка может уехать без нас. Быстро собрались и через полчаса уже прибыли на место. Была суббота. Сегодня продуктовая база выглядела куда более уныло, чем вчера. Оживленность упала в разы, машин практически не было. А вахтовки — так и в помине.
Еще раз обошли территорию в поисках машины. Проехало несколько больших машин , но и те явно были не на Нарьян-Мар. Что ж, терять еще один день в Усинске у нас желания не было, поэтому, недолго думая, приняли решение ловить попутки хотя бы до Харьяги. Не добраться даже до Харьяги — стыдно и обидно, подумали мы.
Доехали до ЖД вокзала на такси, так как с городским транспортом у них там проблемы (автобус ждали около часа — так и не дождались). И вот, едва вышли на трассу, как остановился серый УАЗ, водитель которого согласился подвезти нас в сторону Харьяги, правда только до какой-то там скважины, но нам уже было наплевать, главное — на Север.
Водитель буханки, Василий, вызвался провести нам мини экскурсию по дороге на Харьягинский. Мы увидели многочисленные газовые факелы, где-то вдалеке видневшиеся буровые, несколько раз пересекли реку Колва. Василий остановился, чтобы дать нам возможность сделать фото со знаком пересечения Северного Полярного круга.
И вот, проехав всего 50 км по направлению к Харьяге, водителю нужно было нас высадить, так как сам он поворачивал в другую сторону. Он остановился на участке дороги, где стояло несколько грузовиков с Нарьян-Марскими номерами, и посоветовал поспрашивать у них. Так мы и сделали. Не дождавшись положительного ответа ни от одного из водителей фур, мы принялись стопить дальше. Казалось, мы застрянем там надолго.
Но не прошло и пяти минут, как перед нами затормозил черный внедорожник. За рулем — молодой парень, который согласился подбросить нас до Харьяги. Как потом оказалось, ехал он до поста ДПС, что на границе Коми и НАО. Выходим из машины, видим кафешку, несколько фур, и думаем: «Наверное, это и есть та самая "Наташа». Зашли погреться, так как на улице дул ураганный ветер. Поняли, что никакая это не «Наташа» (фур мало, вывески нет — странное место). Ничего не остается делать, как идти вперед по дороге в темноту, в тундру, в ураганный ветер и метель.
Вдалеке горят харьягинские факелы. Километра 3, не больше, думали мы. Пройдя порядка полутора часов по заснеженной дороге, мы услышали, как нам сигналит фура. Вероятно, чтобы мы прижались к обочине, ибо ему не проехать, думали мы. Но водитель пригласил нас в кабину Камаза и спросил, что мы тут вообще делаем.
Мы рассказали ему свою историю, на что в ответ получили следующее: «Да тут вы бы и к утру пешком не дошли. Тут километров 20. Расстояния здесь очень обманчивы. Кажется, близко, а еще ехать и ехать. А про зимник сказать не могу. Сам на Варандей еду. Взял бы вас с собой, да не разрешат, по пропускам там только.»
То, что дальнобойщик ехал на Варандей, поразило нас больше всего. Нам и самим очень хотелось бы туда попасть, но на этот раз мы преследовали все–таки другую цель. Водитель высадил нас у «Наташи», а сам отправился на зимник, который приведет его к самому берегу Баренцева моря.
Харьяга.
Когда мы высадились у «Наташи», было примерно 6 вечера. Многочисленных фур мы здесь так же не наблюдали, как и у кафешки на границе Ненецкого АО. В кафе поинтересовались у продавца про состояние зимника, на что нам ответили:«Зимник закрыт. Только что водитель один оттуда приехал, сказал. Когда откроют — никто не знает.»
Но мы не падали духом. Вышли на улицу. Спрашивали у всех водителей. Так мы провели примерно два часа. Мы поняли, что целый день ничего не ели, поэтому зашли в уютную столовую, где наелись на целый день вперед. Согревшись и набравшись сил, мы снова вышли на улицу. Один из водителей посоветовал нам дойти до поворота на зимник. Там больше вероятности поймать машину. Так мы и сделали.
Пешком до этого поворота примерно три километра. Поначалу дорога казалась нетрудной (ветер дул в спину). Наконец-то заветный поворот на Нарьян-Мар!!! Ура! Мы добрались! За все время нашего голосования на повороте проехала лишь пара внедорожников и одна фура. Ураганный ветер сбивал с ног, на нем можно было лежать. Дорогу из Харьяги было видно на несколько километров вперед, и с каждой приближающейся вдали машиной, мы гадали, завернет — не завернет. В итоге, изрядно подморозив ноги и носы, мы двинулись обратно к «Наташе». На этот раз три километра навстречу ветру пришлось преодолеть с большим трудом. Кажется, надежда на то, что мы попадем в Нарьян-Мар, окончательно испарилась.
Оказавшись в очередной раз у «Наташи», мы зашли туда погреться. Но долго там стоять, ничего не покупая, было как-то неудобно, поэтому мы снова вышли на дорогу. В этот раз решили, что будем пытаться уехать хотя бы в Усинск. Ночевать у «Наташи», конечно, можно было, но нам не особо хотелось, только в крайнем случае. Простояв еще пару часов на ветру, затормозив около пяти машин, мы поняли, что в Усинск сейчас никто не едет. Время близилось к полуночи, зимник закрыт, откуда им ехать???
Продрогнув до кончиков пальцев и отчаявшись куда-либо уехать, снова зашли в кафе, поставили рюкзаки и сели отдыхать, думать, как быть дальше. Заходило несколько водителей: никто из них ни в Усинск, а тем более в Нарьян-Мар не собирался.
Один из них поинтересовался, куда мы направляемся, на что в ответ сказал:«Ребят, так там на заправке стоит машина МЧС, которая в Нарьян-Мар сейчас поедет. Идите, может возьмут вас». Это было настолько неожиданно, что мне сначала даже не поверилось! О таком можно было только мечтать! Мы переглянулись, и чуть ли не бегом рванули на заправку, боясь, что Камаз уедет без нас.
Постучавшись в дверь машины, спросили у водителя, возьмет ли он нас с собой в Нарьян-Мар. МЧСник был приятно удивлен нашему неожиданному появлению и нашему отчаянному путешествию, поэтому с удовольствием предоставил нам место в кузове машины (она была по типу вахтовки — место внутри рассчитано на 8 человек).
Мы забрались в кунг, где сидело уже четверо мужчин. Все они оставили свои машины в Харьяге и спешили, кто домой, кто на службу. Пообщавшись с ними, мы узнали, что МЧС ждет прохождения встречной колонны на зимнике, иначе, нам не проехать. Безумно устав за целый день, мы попытались уснуть, но спать там было жутко неудобно. Около 6 часов утра на заправку подъехал Трэкол, и мы незамедлительно пересели в него.
Я много слышала о них и видела в фильме «Бросок в Заполярье», но никогда не думала, что когда-нибудь в жизни мне посчастливится на нем проехать. Официально зимник был закрыт. Служба спасателей НАО выполняла свою отважную работу, заключающуюся в помощи людям, находящимся в чрезвычайных ситуациях. Мы выехали. Первые ощущения от езды на Трэколе — непередаваемы.
Продолжение следует...
Автостопом в Заполярье. Впервые на Зимнике.
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Подписаться на канал можно здесь
Также у меня есть канал в instagram