Найти тему
Hi-Tech Media

Shure MXA310–30 микрофонов в одном корпусе

Оглавление

Shure MXA310–30 микрофонов в одном корпусе

Shure MXA310
Shure MXA310

Микрофонный массив — это набор из 30 всенаправленных капсюлей, которые с помощью процессора обрабатываются особым образом, что дает возможность в одном устройстве получать различные диаграммы направленности и гибко ими управлять.

Микрофонный массив МХА310 — это сетевой микрофон, который питается, управляется и передает звуковой сигнал по протоколу Dante через единственный порт Ethernet с разъемом RG45. Для питания микрофона необходимо РоЕ класса 0.

Для питания процессора Р300 необходимо РоЕ+ класс 4

Все оборудование линейки МХА объединяется в локальную сеть с помощью экранированной витой пары категории не ниже CAT5Е. Обратите внимание на требования к коммутаторам:

  • они должны быть гигабитными;
  • управляемыми;
  • и в них должна быть возможность отключения Green Ethernet.

Софт

Shure web device discovery позволяет увидеть все оборудование Shure в сети, даже если у устройств IP адреса в разных подсетях.

Это очень удобная программа, облегчающая работу в системах с большим количеством устройств Dante.

Два раза кликаете по нужному устройству и открывается браузер с интерфейсом железки.

Моя рекомендация не лениться и кликать правой кнопкой и выбирать IP и вставлять вручную в браузере.

Dante Controller — это бесплатная программа от компании Audinate, владельца протокола Dante. Она задает маршруты сигнала (патчит) между устройствами. Это “командир”, который говорит кому с кем общаться в сети Dante.

Я не буду останавливаться на ней, поскольку считаю, что первый и второй уровни тренинга Dante вы обязаны пройти, если хотите общаться с Dante оборудованием на одном языке.

Самое главное в Dante Controller — это выставить зеленую галочку между нужными вам каналами.

Сверху у нас источники Dante сигнала, слева приемники. Кликаю на перекрестье, и вижу зеленую галку. Значит все в норме.

Процессор Р300 здесь неспроста. Он является обязательным и необходимым элементом линейки МХА. Процессор выполняет несколько задач.

  • Микширование данте сигнала с микрофонов
  • Эхоподавление
  • Автоматическая регулировка громкости
  • Снижение уровня окружающего шума.

Если у вас еще нет самих микрофонов, и вы пока стесняетесь их брать у нас на тест или приезжать к нам чтобы послушать их в нашем демозале, то на сайте Shure можно полностью изучить программный веб-интерфейс с настройками микрофона МХА310. Ссылка:

https://pubs.shure.com/demo/mxa310/?_ga=2.162944821.807244710.1546074487-1590760682.1544795209#!/portal/config/coverage

Для того чтобы зайти в веб-интерфейс микрофона, нужно вбить его адрес в браузер.

Основной экран интерфейса показывает наш настраиваемый микрофон и то, как выглядят диаграммы направленности его лучей.

Здесь мы можем назвать луч как нам удобно — Channel Name

Обращаю внимание, что вот тут показано к какому Dante каналу он привязан — в нашем случае первый канал.

Диаграммы направленности

Напомню, что в этом сравнительно небольшом корпусе присутствуют аж 30 микрофонных капсюлей, которые можно запрограммировать на различные состояния направленности.

Первый в списке — Тороид.

Так как это самая интересная направленность, мы на ней остановимся после того как изучим все остальные, поэтому перейдем дальше.

Вторая в списке направленность— Omnidirectional— то есть всенаправленный пресет.

Картинка нам подсказывает, что микрофон работает на все 360˚ вокруг него. То есть ловит все и со всех сторон.

Это может быть удобно, если, например, в вашей конференц-переговорной комнате есть один круглый стол диаметром до 4 метров, и вокруг него в любом порядке может располагаться любое количество людей — два, три, десять, и эти люди как бы “не привязаны” к своим местам, то есть перемещаются вокруг стола хаотично. В режиме всенаправленности, микрофон поймает любого, кто начнет говорить в сторону центра стола, где бы он ни находился на окружности. При этом важно отметить, что в случае, если за столом присутствует небольшое количество людей — один, два или три — то использование всенаправленного пресета не очень полезно, так как в этом случае микрофон ловит довольно большое количество отраженного звука от стен, привнося ненужную информацию в звуковой тракт. Чтобы этого избежать существуют следующие направленности:

Кардиодида.

В этом режиме микрофонный массив отключает 3 четверти своих капсюлей и сосредотачивается как бы на одном кардиоидном луче, направление которого сейчас показано и на картинке, и на самом микрофоне светодиодной полоской.

В графе “Angle” мы можем менять положение этого луча с шагом в 15˚, и как только луч оказывается в противоположной от говорящего стороне, прямой звук не поступает на микрофон — он ловит только отраженный от стен помещения звук. Для того, чтобы микрофон ловил прямой звук говорящего, луч должен быть расположен к нему лицом.

У кардиоидной направленности есть выраженный луч вперед, средняя чувствительность по бокам луча, и очень низкая сзади луча — это очень хорошо отражает сама пиктограмма.

Кардиодиная направленность микрофона очень хорошо подойдет, если говорящий находится в зоне видимости луча и может немного двигаться влево-вправо от луча. При этом вокруг него нет лишних источников шума, которые могут попасть на мембрану микрофона. Кардиоидной стоит пользоваться в хорошо подготовленных помещениях, акустически обработанных и не зашумленных.

В случае, если помещение далеко от идеала в плане акустического комфорта, либо в помещении присутствует большое количество людей, которые должны общаться в один микрофон, существует режим суперкардиоиды.

Он имеет все такой же остро направленный луч вперед, но уже очень слабую чувствительность по бокам луча, при этом физику безусловно не обманешь, вылезает некий хвост — задняя часть диаграммы направленности так же начинает принимать сигналы — но довольно слабым образом.

Суперкардиодиная направленность подойдет в сложных помещениях при большом скоплении людей и источников постороннего шума — чтобы исключить его из звукового тракта при необходимости.

Но есть еще и гиперкардиоида.

Это совсем узкий луч, Шаг влево, шаг право — уже ощутимое падение звукового давления на микрофон, но есть и неприятный момент — довольно сильно вылезает хвост диаграммы — и этот параметр уже становится похож на восьмерку — двунаправленный микрофон — вперед и назад. При этом, конечно сзади звуковое давление будет несколько меньше, чем спереди.

И как раз следующий режим — двунаправленный, или в простонародье — восьмерка.

Этот режим очень хорошо подходит для диалогов в случае, если два человека сидят друг на против друга и микрофон находится посередине между ними.

В этом случае все боковые шумы почти не будут восприниматься микрофоном, а говорящих будет хорошо слышно — и это одним пресетом, и заодно экономит канал эхоподавления.

То есть сейчас мы с помощью веб-интерфейса смогли в одном устройстве поменять 6 режимов его работы, еще даже не углубившись в настройки.

Давайте вернемся к кардиоиде и посмотрим другие настройки луча.

Следующий параметр — Gain, или усиление.

Это усиление входного предусилителя в этом луче. Повышая уровень, мы добиваемся большей дальнобойности и чувствительности микрофона, но можем случайно создать нелинейные искажения — момент, когда мембрана микрофона перестает справляться с поступающим на нее звуковым давлением, и амплитуда сигнала обрезается, создавая неприятные звуки. Понижая чувствительность мы — снижаем уровень ненужных шумов и добиваемся комфортного звучания и хорошей разборчивости без нелинейных искажений.

Как я уже упоминал, микрофонные массивы созданы для работы в совершенно разных помещениях — как хорошо акустически подготовленных, так и в не очень, и в них могут говорить совершенно разные люди с различными особенностями речевого аппарата.

Для того, чтобы уравнять всех наших спикеров и убрать нежелательное резонансы либо паразитные отражения или шумы нашего помещения, существует параметрический эквалайзер — кнопка PEQ как раз его вызывает.

Этот эквалайзер состоит из четырех настраиваемых фильтров. Первый фильтр — обычно Low Cut — обрезка низких частот. Это нужно для того, чтобы убрать низкие частоты, присутствующие в помещении или в голосе человека. Например, за окном могут ездить автомобили, двигатели которых создают низкочастотные звуки, а низким частотам в связи с большим размером длин их волн не так сложно пробраться сквозь стены зданий. Согласитесь, это не тот звук, который бы вы хотели услышать на конференции или по скайпу — для этого мы обрежем низкие частоты, нажав галочку на первом фильтре.

Частота с которой начинается обрезание низких частот — 100 герц, но вы можете ее менять в зависимости от условий работы.

Меняя значение, можно добиться того, что мы уберем звук гудящей вентиляции, шагов за дверью и так далее. Используйте с осторожностью и внимательно слушайте изменения — для этого лучше всего подойдут хорошие наушники — не колонки — обязательно производите настройку микрофона в наушниках — и чем более закрытого типа — тем лучше. Например, Shure 840 — отличный выбор :)

Перейдем ко второму фильтру — мы видим напротив него слово параметрик –

это значит, что это параметрический фильтр, в котором можно настроить как частоту, так и ширину этого фильтра и конечно его усиление или понижение чувствительности. Например — почти в зоне кардиоды есть компьютер, а у него есть вентиляторы — и они гудят на определенной частоте. Давайте найдем ее. Для начала — сделаем наш фильтр максимально узким — повысив параметр Q Quality— до 100. Теперь у нас получился очень узкий луч, который мы будем усиливать — поднимаем цифру два наверх. Под ней мы сразу видим частоту и коэффициент усиления. Двигаем ее влево, пока не услышим гудение — да, это вентиляторы компьютера.

Теперь мы знаем, что компьютер звучит на частоте 120 герц. Остается вырезать немного эту частоту — приглушить ее в нашем звуковом тракте чтобы избавиться от гула вентилятора. Понижаем чувствительность на 9 децибел и вуаля — звук стал еще лучше.

Отлично, но у нас есть еще два фильтра — попробуем ими воспользоваться. Если в вашем помещении много ковролина, экофона, ковров, штор, тканевые кресла и диваны — то часто нужно искусственно поднимать разборчивость на верхних частотах в районе верхней середины и верхов — для этого может подойти третий фильтр. Давайте его включим и поднимем чуть выше в районе четырех килогерц .

Теперь верхов в голосе стало явно больше. Очень часто это поможет вам при сильно заглушенных помещениях. Если же вы находитесь в стекле и бетоне, то можете смело понижать этот диапазон, так как стекло и бетон отлично отражают высокие частоты.

Четвертый фильтр обрезает верхние частоты. Казалось бы — зачем, если мы только что их повышали — а затем, что совсем верхние частоты тоже могут создавать проблемы — послушайте что там есть. Двигая ползунок, можно добиться необходимого положения фильтра.

После всех манипуляций, конечно же можно сохранить настройки, а также скопировать их на другой микрофон, или вставить с предыдущего.

Вернемся в основное окно.

Кнопка Identify Channel — показывает в какую сторону направлен луч, с которым вы сейчас работаете. (здесь заснимем кольцом)

Кнопка Mute— это аналог того, как если бы я до тронулся до микрофона и выключил его — полное заглушение микрофона. Причем микрофон глушится на 360 градусов.

Так же здесь вы можете удалить этот канал, если он вам больше не нужен.

Инженеры Shure уже позаботились о нас, и создали некоторое количество готовых шаблонов лучей микрофонов — они лежат под кнопкой Templates.

Выбрав необходимый шаблон можно сразу же его загрузить в микрофонный массив, нажав ОК.

Тороид

Это диаграмма направленности, которая работает не только по осям X и Y, но еще и Z — то есть вверх. То есть вверх он не работает. Он глушит все звуки, которые идут сверху микрофона — Кондиционеры, проекторы, соседей с ёжиками.

Вкладка Light Ring

Здесь можно настроить его яркость, включить или выключать моргание разъема RG45 — если, например, у вас зеркальный стол, чтобы не отвлекало, а также раскрасить микрофон любыми цветами как хотите и во всех состояниях. — во время работы, по лучам отдельно, во время режима Mute.

Следующая вкладка — контроль кнопок (Button Control). Здесь можно глушить микрофон, управлять его включением через логические выходы систем управления — например Crestron и Extron.

Да, микрофонный массив полностью управляется через системы управления Crestron и Extron, и имеет открытое API.

Следующая вкладка — автомикс.

Это автоматический микшер, который понимает, что происходит сейчас в переговорной и открывает-закрывает сегменты микрона в зависимости от того, какой уровень звукового давления приходит на сегменты капсюлей, развернутых на говорящих людей. Здесь мы можем назначить максимальное количество одновременно открытых каналов — например 4 — то есть почти круг.

Галочка Leave last mic on оставляет открытым последний луч, в котором микрофон уловил сигнал. Off attenuation задает на сколько приглушить сигнал при отсутствии сигнала в канале. Т.е канал не полностью мьютируется, а приглушается. Вы избегаете эффекта вакуума.

Время задержки (Hild Time) — то есть сколько времени будет ЖДАТЬ система, прежде чем отключит луч.

Эти параметры довольно затруднительно показать в условиях статьи, их надо слышать своими ушами — поэтому берите в тест микрофоны, приезжайте в деморум — будем крутить, и слушать что на что влияет.

ПОМНИТЕ ! ЕСЛИ ВЫ В ОДНОМ МЕСТЕ ПРИБРАЛИ ЧАСТОТУ, НЕ ВЗДУМАЙТЕ ЕЕ ПОДНИМАТЬ НА ДРУГОМ ЭКВАЛАЙЗЕРЕ — ВЫ БУДЕТЕ УНИЧТОЖАТЬ ФАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА. СТАРАЙТЕСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МИНИМАЛЬНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ФИЛЬТРОВ И ЭКВАЛАЙЗЕРОВ. И ТОЛЬКО ПРИ НОЕОБХОДИМОСТИ.

Вкладка настройки –

позволяет назвать устройство в сети Dante, назначить пароль для доступа к настройкам и поменять язык интерфейса, в том числе и на русский. Но советую поступать как я — использовать только английский интерфейс, так как в большинстве случаев техническая литература оперирует английскими словами, и вам будет нагляднее и понятнее.

Помимо готовых шаблонов с раскладками есть возможность создавать пресеты. В которые вы можете закинуть все текущие настройки: направление диаграмм, цветовую индикацию, управление кнопкой мьют, уровни, эквализацию и т.д.

Частый вопрос от инженеров — это есть ли возможность управлять микрофонами и процессором с помощью систем управления, к примеру, Crestron и Extron.

Ответ — есть. На официальном сайте Shure есть подробный документ со всеми поддерживаемыми командами управления.

Основное - это возможность удаленного включения и выключения каналов, управления группами микрофонных массивов и команды для организации наведения камер на микрофон.

Типичные ошибки, с которыми сталкиваются инженеры и пользователи:

Некачественное питание устройств при использовании инжекторов и коммутаторов, не соответствующих минимальным требованиям:

- гигабитный канал и соответствующий класм РоЕ, напомню для МХА310 это РоЕ класс 0, а процессор Р300 это РоЕ+ класс 4.
- Соблюдение длинны линии — до 100м качественной неэкранированной витой парой категории не ниже Саt5Е
- Выделение Dante трафика в отдельный VLan

Используйте эквалайзеры с умом. Тут есть 2 золотых правила:

1. чем меньше тем лучше 2. Крутите ручки в одном месте.

Для повышения вашей квалификации рекомендую пройти сертификационные тренинги у нас в тренинг-центре, тренинги в представительстве Shure в Москве, а также существуют онлайн курсы. Вся информация в описании к ролику.

Если вы хотите взять оборудование Shure в демо, то у нас большой демо фонд, так что прошу не стесняться и писать мне запросы в почту.

Андрей Когтев, бренд-менеджер Shure в Hi-Tech Media.