Сегодня аниме-индустрия переживает не лучшее время. Телевизионные проекты, утопающие в довольно тусклых жанрах, переключились на продвижение нескончаемого мерчендайза; студия Ghibli занялась продюсированием, а студия Ponoc (её наследница) начала свою карьеру довольно никудышно (наверное, ещё никто так плохо не копировал стиль Миядзаки, как это было сделано в "Мэри и Ведьмин цветок"); отдельные крупные авторы (Макото Синкай, Мамору Осии, Мамору Хосода и другие) не могут выправить ситуацию, да и сами порой уже не в состоянии снять нечто, что будет ярче их прежних творений (здесь только одна надежда на Миядзаки и его возвращение).
И в этом нескладном времени появляется полнометражное аниме от Мари Окады, которая до этого долгое время писала сценарии к сериалам (из них столь прелестны "Блудный сын", "Азбука цветов", "Невиданный цветок").
Скажем откровенно, "Укрась прощальное утро..." не привносит в мировой кинематограф и мировую анимацию ничего нового, этот фильм далёк от стиля (столь любимых многими) работ студии Ghibli и режиссёра Макото Синкая или прочих мастеров. Но это и к лучшему! Инаковость данной работы, её особенный тон, особое звучание говорят о многом и дарят (в первую очередь индустрии) глоток свежего воздуха.
Мари Окада строит своё, волшебно-солнечное пространство, в котором - романный простор, романная свобода и обилие действий в прелестном мире альтернативного позднего Средневековья (где, кстати, имеется и политический контекст, который у режиссёра выходит вовсе не наивным и довольно-таки интересным).
При обилии всего - разработанного мира, интересных персонажей и самой истории, где изначальная установка (коррелирующая с историей о загадочном Бенджамине Баттоне) уже подразумевает хоть и простой, но отменно сильный конфликт, пронзительную драму - Мари Окада в своём полнометражном дебюте умудряется сбалансировать картину, выстроить стройное повествование и избежать проклятия полнометражного аниме (ситуация, когда события просто перечисляются, а их обилие способно охватить сериал в 13 эпизодов, отчего фильм становится фрагментированным, не цельным). Её анимационный текст - как та ткань времени, что ткут йольфы: простое в своём исполнении, но каждый стежок, каждая ниточка начинают говорить, звучать тонкой нотой.
Тёплая поэзия её метафор, трогательность поступков и слов дарят сцены пронзительные, щемящие душу и требующие приготовить ваши носовые платочки (однако здесь "слезливость" именно в хорошем смысле). Окада хоть и ткёт простое полотно, но цвета для ниток, их сочетаемость, фактура ткани не могут оставить равнодушным. И нельзя сказать, что это манипуляция, она точно не держит зрителя за дурака, оттого каждый кадр, каждая сцена не кажется глупой, пустой, ненужной. Всё пронзают эти нити мотивов, и сквозные метафоры - словно рифмы в стихотворении. "Укрась прощальное утро цветами расставания" - большая поэма, написанная уверенным, твёрдым слогом и притом написанная именно женщиной. Этот женский взгляд (который в фильме - через мотивы и акцент именно на любовь не между мужчиной и женщиной, а между матерью и её ребёнком) всему придаёт уют и теплоту...