Найти тему
Древности нашей ойкумены

Утраченные фрески этрусской гробницы Бруски

Мы иногда рассказываем про материальные воплощения этрусской цивилизации - особенно про гробницы и предметы/фрески из них. Большое количество гробниц дошло до нас в хорошей сохранности - яркие фрески, неповрежденные саркофаги, расставленная будто вчера посуда... Увы, но все же такая участь досталась далеко не всем этрусским гробницам. Сегодня - рассказ об одной великолепной гробнице, великолепие которой нам в полной мере уже не оценить.

В 1864 году в некрополе Кальварио/Calvario была случайно открыта древняя гробница. Располагалась она на частной земле графини Бруски-Фальгари и относилась к этрусскому городу Тарквинии. Специалисты датировали ее концом IV - началом III вв. до н.э.

Гробница эта оказалась семейной усыпальницей gens Apunas - этрусского рода, известного по другим источникам, относящимся к VI веку до н.э.

К сожалению, раскапывали гробницу даже по стандартам того времени плохо, не ведя всей необходимой документации. В усыпальнице сохранилось и несколько саркофагов, но костям досталось несоизмеримо меньше внимания, чем декоративному украшению стен гробницы. Хотя, надо отметить, что оно того стоило.

Прорисовка сохранившихся настенных фресок гробницы Бруски / Monumenti inediti / Valentina Vincenti, La tomba Bruschi di Tarquinia
Прорисовка сохранившихся настенных фресок гробницы Бруски / Monumenti inediti / Valentina Vincenti, La tomba Bruschi di Tarquinia

Уже во время открытия гипогей (так называют подземное святилище или гробница) находился в очень плохом состоянии, крыша рухнула, а росписи были серьезно повреждены. Две секции росписи были удалены со стен специалистами, а художник Мариани тщательно зарисовал весь декор склепа. И эти зарисовки в дальнейшем, через сотню лет, оказались практически бесценными, потому что часть фресок погибла.

Открытие позволило расшифровать многочисленные надписи и воспроизвести с помощью рисунков все, что осталось от живописного цикла. Затем гробница была закрыта и засыпана, а информация о ней утрачена.

В 1964 году ее снова случайно открыли - благодаря шкурному интересу к гробнице черных копателей. Сначала археологи не сразу и идентифицировали ее с названием "гробница Бруски" - такая чехарда была в документах. Кстати, саркофаги остались на месте -в 19 веке почему-то не сочли нужным их перевезти в более надежное место.

Акварели Хорста Бланка. XIX век
Акварели Хорста Бланка. XIX век

Тогда было решено усыпальницу очистить и по возможности восстановить то, что осталось от фресок. Однако и в 20 веке, как ни странно, способы исследования были выбраны далекие от совершенства. Инвентаризация гробницы была проведена, оставшиеся фрески сняты со стен, но документы об этом снова пропали.

Акварели Хорста Бланка. XIX век
Акварели Хорста Бланка. XIX век

В начале 21 века археологи вновь сделали подход к гробнице Бруски. На этот раз все было сделано по уму: восстановлены, как возможно, данные, найдены в хранилищах музеев саркофаги и снятые фрески, все (опять-таки по возможности) приведено в порядок и даже выставлено в экспозицию, а в 2009 году в свет вышла и книга, посвященная этой усыпальнице.

Обложка монографии Валентины Винченти
Обложка монографии Валентины Винченти

Вот, например, рельеф с одного из саркофагов гробницы Бруски:

-5

У дверей в загробный мир стоит пожилая чета - вероятно, уже умершие родители всадника. Самого всадника ведут к дверям этрусские демоны смерти (мы о них, кстати, уже рассказывали, в конце статьи добавим ссылки).

Кстати, интересно наблюдение Винченти, что гробница сначала использовалась неукрашенной - росписи появились позднее. Такой вывод можно делать, заглянув за некоторые саркофаги - стена там осталась неокрашенной. Кроме того, по ее мнению, сюда были перенесены останки из других захоронений - возможно, кого-то из предков этрусской фамилии.

Карандашный рисунок Грегорио Мариани женщины с гранатом - перерисовка со стены гробницы Бруски. Интересно, что он планировал перерисовывать росписи в полный рост, однако владелица земли торопила с работой, пришлось рисовать быстро и в меньшем размере / DAIR Fototeca; foto Heide Behrens
Карандашный рисунок Грегорио Мариани женщины с гранатом - перерисовка со стены гробницы Бруски. Интересно, что он планировал перерисовывать росписи в полный рост, однако владелица земли торопила с работой, пришлось рисовать быстро и в меньшем размере / DAIR Fototeca; foto Heide Behrens

Также Винченти подсчитала, что примерно с 340 по 175 годы до н.э. в гробнице было сделано не меньше 14 захоронений, то есть, похоронены представители 6-8 поколений за 165 лет. Жители Тарквиний обычно использовали и ингумацию (то есть, погребение тела), и кремацию (то есть, погребение пепла сожженного отдельно тела) - это позволяло увеличить количество похороненных в отдельном склепе. И часто в этом склепе присутствовали не только члены семьи как узкой ячейки, но фамилии в широком, италийском смысле - слуги и рабы, долго жившие в доме.

Чтобы окончательно представить величие этой родовой усыпальницы (ныне утраченной), сообщаем вам факт: из более чем 7 тысяч гробниц древних Тарквиний подавляющее большинство - простые отдельные могилы.

Если вас заинтересовали изображения этрусских демонов смерти, то предлагаем вам почитать наши статьи о Хару и Тухулке, а также о Ванф.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.