У каждого региона есть свой символ. То, что всплывает в памяти при первом упоминании. Итак, Атлантическая треска как символ Лофотенских островов.
Лофотенская стена, как местные называют архипелаг, - основное место нереста атлантической трески. С января по март эти воды оживлённы как никогда в году. Фьорды и проливы между наиболее крупными островами наполняются жизнью в эти месяцы. Четырёхчасовой приливный цикл заставляет косяки рыбы шесть раз в сутки тянуться вглубь фьордов. Гонимые прибывающей холодной океанской водой они стремятся к теплым мелководьям. А потом обратно - к более сытым глубинам.
Мне посчастливилось рыбачить напротив горловины Троллфьорда 68.367366, 15.029476. Там глубина уменьшается до 5-6 метров, и в ясную погоду рыба отлично видна на фоне песчаного дна.
Нередко можно выловить треску на 3-4 килограмма с сельдью или мелкой не дожеванной треской в пасти. Поднимаясь на крючке к поверхности рыба перестает сопротивляться и спокойно дает снять себя с крючка. Но на дне каяка в обществе своих ранее выловленных сородичей, начинает агонию, и сильные удары хвоста сотрясают всю лодку.
Ежегодное проведение (вдумайтесь!) Чемпионата мира по ловле трески само по себе намекает на значимость рыбалки для норвежцев. Соревнования носят исключительно спортивный характер - после фиксации результата улов отпускают. Абсолютный рекорд установлен в 2017 году простым норвежским парнем по имени Kjetil Bjordal - треска весом 28 килограмм. Предыдущее достижение - 27,5 кг оставалось рекордом в течение двадцати лет с 1997 года.
В Норвегии, где рыболовство - распространенный заработок в северных провинциях, введена годовая квота вылова и сдачи государству - 54 тонны рыбы на человека в год. Казалось бы, зачем столько рыбы?
Парадоксально, но тресковое первенство в кулинарии вовсе не за Норвегией, а принадлежит Португалии, где блюда из сушеной трески во главе стола. Изобретательность и темперамент португальцев со временем открыли норвежцам глаза на кулинарное творчество, и теперь считается большой удачей заполучить в ресторан Бергена шеф-повара из Порту.
В норвежской кухне крайне мало отходов и используется вся рыба, нередко прямо с костями - ее предварительно вымачивают в кислом молоке, и при готовке кости размягчаются, как у привычной консервированной скумбрии или сайры, знакомой любому русскому человеку с детства. Из икры и потрохов делает крем-соус. Ну и конечно же печень, которая как деликатес может соревноваться только с гусиной.
А визитная карточка Лофотенов - вяленая треска или "Тorrfisk". Головы сушат отдельно и продают главным образом в Нигерию, где похлебку из тресковых голов с овощами считают праздничным блюдом со времен английской колонизации, когда треска была валютой обмена с местным населением. Вяленая рыба не теряет своих питательных свойств в течение месяцев, поэтому столь долго была незаменима для мореплавателей.
В коммуне Moskenes в знаменитом поселке А (читается как О) на самой оконечности Лофотенов находится Музей вяленой трески или "Torrfisk Museum" (67.880992, 12.982054). Там каждый может узнать об истории и развитии рыбного промысла в Норвегии.
Культуру страны невозможно узнать в столицах.
Каждый вечер паром из Будё выпускает в Москенесе новую партию туристов. Утром они двинутся в сторону материка по дороге Короля Олафа (Road E10) через мосты и тоннели Лофотенов, заезжая в наиболее популярные точки архипелага, не заметив главного.
И когда людская волна схлынет, донесется густой запах сушеной трески, крики чаек и щемящее понимание, что ты пришел и уйдешь, а этот мир скал, моря и рыбы даже не заметит.
В каждом новом путешествии находится то, что напоминает мне о ничтожности жизни человека перед лицом природы. На Лофотенах - это треска. А что для вас?у и конечно, куда без памятников? Этот находится в центр Бергена.