Самой крупной серией броненосцев в отечественном флоте считается тип «Бородино».
Их разрабатывали и строили на протяжении семи лет, с 1898 по 1905 гг.
Всю серию создали на заводах Санкт-Петербурга. За основу для проекта приняли французский «Цесаревич», те же две мачты и две трубы, две башни главного калибра, шесть башен среднего калибра.
Длинный список вооружений начинался со сдвоенных 305-мм артиллерийских установок в башнях на носу и корме с боекомплектом 62 выстрела на ствол. Двенадцать 152-мм орудий разместили в шести башнях, боекомплект насчитывал 180 снарядов на пушку. Противоминная артиллерия была представлена двадцатью 75-мм скорострельными орудиями в трех казематных батареях: носовой, центральной и кормовой.
На свободных площадках верхней палубы размещались двадцать 47-мм пушек. Корабль мог сделать бортовой залп одновременно из четырех 305-мм и шести 152-мм орудий. В носу отводилось место под минный погреб, на борту имелись четыре торпедных аппарата: два подводных и два надводных. По своим вооружениям и системам управления огнем тип «Бородино», наряду с «Цесаревичем» и «Ретвизаном», был сильнейшим во флоте.
Для защиты от затопления были спроектированы десять водонепроницаемых отсеков. Корпус оснастили двойным дном и противоминной переборкой. Стандартом скорости для всех новейших броненосцев, поступающих во флот, на тот момент было 18 узлов. На палубе предусмотрели место для хранения четырех паровых катеров.
Бронирование состояло из двух поясов по ватерлинии, прикрытия казематов, башен и боевых рубок. Броня на башнях достигала 254 и 152 мм у главного и среднего калибра соответственно, плиты рубки равнялись в толщину 203 мм. От предшественника сохранились и две броневые палубы. Особенностью стало непрерывное бронирование борта, включая броневые плиты на носу и корме.
Головной корабль заложили весной 1899 г., на строительство ушло пять лет.
Серию разделили между тремя верфями: Новым Адмиралтейством, Галерным островом и Балтийским заводом. Новое Адмиралтейство осилило корпус за два года и три месяца, не на много дольше, чем французы собирали прототип.
Еще два года после спуска он провел на заводе, покинув его в начале 1904 г. После непродолжительной стоянки в Кронштадте летом 1904 г. началась приемка броненосца. Единственным командиром за всю недолгую его судьбу оставался капитан 1-го ранга П.И. Серебренников.
В августе 1904 г. из экстренно введенного в строй «Бородино» и трех его «систершипов» создали 1-ый отряд 2-ой ТОЭ.
Корабль готовился к походу с огромным перегрузом, непонятно было, как вести ремонт и обслуживание в условиях военных действий на таком расстоянии от баз. В составе 1-го отряда он прошел весь путь с Балтики на Дальний Восток через Северное море, Атлантику и Индийский океан.
14 мая 1905 г. состоялась встреча адмиралов Того и Рожественского, японского и русского флотов.
Тактика японцев была проста и отработана: сначала уничтожить русские флагманы, затем поодиночке разгромить дезорганизованные отряды противника. 1-ый отряд, считавшийся главной ударной силой эскадры, стал одной из приоритетных целей.
«Бородино» шел третьим в колонне 1-го отряда, из четырех броненосцев которого в ходе сражения японцам удалось потопить три. После выхода из строя «Князя Суворова», «Императора Александра III» и гибели флагмана 2-го отряда он около четырех с половиной часов вел эскадру под огнем неприятеля.
С трех до пяти часов после полудня эскадра, маневрируя в тумане, то сходилась, то расходилась с японцами, пытаясь выйти на курс к северо-востоку. В шесть часов враг догнал русские колонны, сосредоточив огонь на остатках 1-го отряда. Во время сражения тяжелые ранения получил капитан 1-го ранга Серебренников, фактически руководивший всем боем вслед за Рожественским.
Была повреждена носовая башня, все башни среднего калибра, казематы противоминной артиллерии, в относительном порядке оставалась только кормовая башня главного калибра. На борту начался пожар, замолчали последние исправные орудия, броненосец стал неуправляемым. В семь вечера произошел взрыв в погребе боезапаса, приведший к моментальной гибели корабля.