Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

Тверской завод: история советских экскаваторов

===

В 1939 году в городе Калинин (ныне – Тверь) началось строительство ремонтно-механического завода (КРМЗ). После начала Великой Отечественной войны строительство было прекращено, но в 1943 году постепенно возобновилось.

В 1948 году завод был переименован в Калининский экскаваторный завод (КЭЗ), а в 1950 году было начато серийное производство первого в СССР тросового экскаватора на пневмоколесном ходу Э-255 (с ковшом 0,25 куб. м). Позже началось производство экскаваторов Э-258.

В 1954 году из цехов завода вышел тысячный экскаватор Э-255, а спустя год началось серийное производство более мощного Э-353.

Экскаватор Э-255
Экскаватор Э-255

***

В 1957 году Калининский завод был реконструирован, при этом проектная мощность завода составила две тысячи экскаваторов в год.

Началось серийное производство нового экскаватора Э-302 (разработанного в Ленинграде), который заменил на конвейере экскаватор Э-353. Надо отметить, что Э-302 был не очень удачной машиной, которую только спустя 10 лет «довели до ума».

В 1958 году Калининский завод разработал новый экскаватор Э-305 на автомобильном ходу (на базе ЯАЗ-214), производство которого началось в 1959 году.

Экскаватор Э-302
Экскаватор Э-302

***

В 1960-е годы на Калининском заводе начался выпуск гусеничных тросовых экскаваторов Э-304 и Э-403.

В 1970 годы на КЭЗ были разработаны первые гидравлические экскаваторы на пневмоколесном ходу ЭО-3322, серийное производство которых началось в 1972 году. Завод был снова реконструирован, и производство экскаваторов выросло до 2300 единиц в год.

В 1980 году началось производство нового экскаватора второго поколения ЭО-3323, а в 1981 году из цехов Калининского экскаваторного завода вышел пятидесятитысячный экскаватор.

Экскаватор ЭО-3322
Экскаватор ЭО-3322

***

В 1993 году завод был акционирован, при этом объем производства в начале 1990-х годов достиг 4000 экскаваторов год. На заводе было освоено собственное производство мостов для экскаваторов. В 1995 году началось производство экскаваторов третьего поколения серии «ЕК».

В 2000 году завод преобразован в ОАО «Тверской экскаватор» (ТВЭКС). Ежегодный выпуск экскаваторов в 2000-е годы составлял около 1500 единиц в год. В 2010 году на Тверской экскаваторный завод было перенесено производство гусеничных машин Ковровского экскаваторного завода.

Экскаватор ЕК-14
Экскаватор ЕК-14

***

В настоящее время Тверской экскаваторный завод входит в состав концерна «Русские машины» (подразделение РМ-Терекс).

Про завод экскаваторов «Хитачи» в Твери вы можете прочитать в статье: Российский завод японских экскаваторов

===

Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на наш канал, если вам было интересно!