За окном пролетают пейзажи Ван Гога. Его соотечественники — голландцы, выросшие среди равнин с приглушенными природными красками, и прочие северяне считали полотна Винсента лишенными чувства меры. Но надо оказаться в местах, где творил художник в последние годы, — на юге Франции, чтобы понять, что краски на его картинах — не плод больного воображения, а натуральные.
В фиолетово-сиреневые лоскуты полей без всяких полутонов и переходов вклиниваются ярко-желтые или красные. Первые — это лаванда, природу остальных уточнять некогда (рапс, маки?), надо найти среди этого природного калейдоскопа местную достопримечательность — римский акведук.
У городка Ремулен съезжаю с магистрали. Указатели приводят к обнесенной забором территории. Оставляю машину на платной стоянке и иду по каменистой тропинке к реке.
За старыми оливами проглядывают контуры величественного древнего сооружения, точь-в-точь как на купюре в 5 евро. Через минуту уже виден в полный рост трехъярусный акведук, перекинутый через впадающую в Рону небольшую реку Гар (отсюда и название акведука — Pont du Gard, означающее «Мост над Гаром» или дословно — «Мост Гара»). Есть у реки и другое название — Гардон.
Вид «моста» с нестандартными для римского зодчества широкими арками и сегодня впечатляет. Это самый высокий из дошедших до нас римских акведуков. Его высота около пятидесяти метров — почти две поставленные друг на друга девятиэтажки. «Сработанный еще рабами Рима» Пон дю Гар в средние века поражал своим величием французских крестьян, и они верили, что он был построен самим дьяволом. Причем, согласно местной легенде, всего за одну ночь.
Глажу желтые шершавые плиты, похожие на ракушечник, из которого в Крыму построено много частных домов. На теплой, впитавшей за века энергию солнца, поверхности пальцы нащупывают номера. Неужели этот древний памятник приготовлен по прихоти американского миллионера к переносу в какую-нибудь Оклахому или Канзас? Нет, просто римские прорабы сразу заказывали камень «в размер», и в карьере в полукилометре вверх по течению реки, где добывали этот строительный материал, его метили, а потом собирали, как сруб бани.
Удивляет сохранность объекта. Его создатели не халтурили — такая мощная конструкция простояла целых двадцать веков! Это тебе не «хрущевка», рассчитанная на двадцать пять лет, а песня «Построенный надолго» («Built To Last») из альбома Grateful Dead. Даже феодалы и хозяйственные крестьяне не смогли ее растащить по кирпичикам, как многие менее стойкие древние постройки. А ведь времени у них было предостаточно.
На самом верху арочного моста находится искусственное русло — прямоугольный в сечении канал, накрытый плитами. Часть из них отсутствует по краям акведука, и туда можно забраться, но прогулка через все сооружение по неогороженным плитам смертельно опасна.
При мне туда никто не забирался, и я просто не знал, что там можно ходить. А потом уже в Ниме, разговорившись с одним местным товарищем, узнал, что смельчаки забираются на самый верх, а администрация лишь философски предупреждает, что их может сдуть порывом мистраля, местного сильного ветра.
Досадно, что не удалось проделать аттракцион «русский самоубийца», как в «Неуловимых мстителях», который вездесущие улыбающиеся японцы засняли бы на видео- и фотокамеры…
Насмотревшись на столь величественное сооружение, невольно задаешься вопросом: «Откуда и куда по нему шла вода?» У японцев спрашивать, наверное, бесполезно, экскурсии, к которой можно было бы пристроиться, не видно — здесь нет доносящихся отовсюду: «Посмотрите направо, посмотрите налево», залезай куда хочешь, если мистраль тебе нипочем, сам все постигай или иди в сувенирную лавочку и покупай там путеводитель.
Но мне все-таки попался осведомленный товарищ. Оторвавшись от созерцания природы, он не пробурчал: «Шляются тут всякие, медитировать мешают», а подробно все объяснил. Оказывается, это пятидесятикилометровое (!) сооружение было построено, чтобы доставлять понравившуюся римлянам воду из источника близ Юзеса в известный своим гладиаторским цирком Ним. Каждый день через каменный канал проходило 20—30 тысяч кубометров воды, которая распределялась в городе по свинцовым трубам. Работал этот водопровод долго, вплоть до IX века.
Я съездил в Юзес, чтобы найти начало акведука, но в тени платанов увидел один, затем другой автораритет, а потом, попав в автомобильный музей, совершенно забыл об археологических исследованиях, да и время уже поджимало.
В музее один из администраторов, узнав о моем недавнем посещении местной достопримечательности, спросил, видел ли я на одной из плит акведука барельеф зайца — видоизмененное в средние века изображение символа мужской силы, которым римляне нередко украшали свои сооружения от дурного глаза? Нет, не видел.
Вот, оказывается, в чем секрет прочности постройки!
Ну, а вы, будучи в этих местах, обязательно найдите в верхней части арки второго яруса (третьей справа, если стоять спиной к течению реки) небольшой барельеф зайца. И хотя этот плейбойский символ, по словам местных жителей, сильно смахивает на барана, вас это не должно сбить с толку, вы ведь уже знаете, что это за древний оберег.
Как добраться до Пон дю Гар
Из Оранжа (Orange) на юго-запад или Нима (Nimes) на северо-восток по автомагистрали А9/Е15. Съезд «Remoulins» на дорогу №100 к городку Ремулен (Remoulins), далее по указателям. Расстояние от автомагистрали 3—5 км.
Из Нима (Nimes) примерно 22 км по дороге №86 до Ремулена. Из Авиньона — 23 км по дороге №100 к городку Ремулен.
На левом берегу реки — паркинг (800 мест), касса, парковочные автоматы, музей, кафетерий, телефон, почтовый ящик. На правом — паркинг (600 мест), ресторан.
Александр Ельчищев
Фото автора
Друзья! Поддержите канал лайками и подписками!
Возможно, вам будет интересно:
"Автопутешествие по Италии. Проезд через тоннели"
"Автопутешествие по Италии. Ночной визит в Сан-Марино"
"Автопутешествие по Франции. Автомузей в Мужене"
Приобрести электронную версию книги автора дешево и со скидкой можно здесь