Готика - великолепная игра. Но со своими болячками, недостатками да и просто особенностями, которые придутся по нраву далеко не всем. Разработчики это учли и уже через год вышло идеальное во всём продолжение - Готика 2.
Я буду рассматривать её вместе с дополнением, так как спустя годы мне тяжело их разделить. "Ночь Ворона" очень органично вплетена в основную игру - многим разработчикам DLC, совершенно не связанных с миром оригинала, есть чему поучиться. Ближайшим аналогом могу назвать, пожалуй, только Baldur's Gate: Tales of the Sword Coast.
Игра начинается ровно там, где закончилась первая часть. После падения барьера бывшие заключённые перебрались на основную часть острова и вернулись к своему любимому делу - грабежам и убийствам. Фермеры устроили настоящий бунт и отказываются поставлять в город еду. орки захватили долину рудников. И будто этого мало, по всему острову начали бесследно пропадать люди. Герой же все эти дни мирно отдыхал под завалом камней в храме Спящего, пока его не вернул с того света старый знакомый некромант Ксардас, который за пару дней соорудил себе новую башню неподалёку от города. Не давая герою даже отдышаться он сообщает новую страшную новость - перед гибелью демон издал вой, который пробудил древних драконов, которых, как обычно, хлебом не корми - дай уничтожить род людской. Остановить их может только глаз Инноса - артефакт, который хранится у паладинов, к к которым нам и нужно заглянуть первым делом. Собственно, в путь.
Нас снова ожидают три условных лагеря, к которым можно будет присоединиться. Паладины, прибывшие в порт и намерения которых пока не ясны. Наёмники, состоящие из всякого сброда под предводительством бывшего генерала Ли и поселившиеся на ферме крупнейшего землевладельца Онара. Маги огня, ведущие мирское существование в монастыре близ города. Паладинам нет никакого дела до нашего героя. На все просьбы встретиться с их лидером, лордом Хагеном, чтобы сообщить тому важную информацию, они посмеиваются в железный воротник и разворачивают героя обратно, замечая, что "он даже не гражданин!". Среди наёмников много старых знакомых по рудниковой долине, но и они не спешат принимать нас в свои ряды, пока не докажем полезность. Магам же, как обычно, будто ни до чего нет дела: читают свои талмуды и метут плац. Как и в первой части, влияние лагерей на сюжет минимальное, но в целом исполнение более продуманное. Дополнение вносит свои три лагеря (бандиты, пираты, маги воды), но они существуют только в новом регионе и с основным сюжетом никак не связаны.
Клиническая смерть, к сожалению, не прошла без последствий - герой позабыл всё, что умел, и на первых порах нам снова придётся охотиться на жуков и убегать от крыс. Хотя бы ходить и разговаривать не разучился, и на том спасибо, всему остальному вновь научат учителя, хватило бы очков опыта. А тратить их есть куда: в игре появилась возможность изучать алхимию, кузнечное дело и ещё много новых навыков. Помимо учителей, повысить навыки и характеристики помогут травы, зелья, книги и ещё некоторые добавившиеся предметы. Система прокачки оригинальной Готики 2 осталась прежней, но дополнение "Ночь Ворона" внесло существенные изменения. Самое значительное: чем выше навык, тем больше очков обучения требуется для его повышения. Таким образом, в определённый момент тратить очки, которых и так не много, на дальнейшее усиление становится попросту невыгодно. Тут и пригодятся указанные выше вещи, чтобы прокачаться ещё немного. Сложность игры повышается на порядок, к новичкам она и вовсе немилосердна, но играть становится куда интереснее.
А вот управление стало намного удобнее и проще (можно даже нормально играть мышью!), это же коснулось и сражений. Правило "кто первый ударил, тот и победил" больше не работает. Научившись блокировать и уворачиваться, можно побеждать заведомо сильных противников даже в самом начале игры. Здесь уже двуручное оружие действительно грозное оружие, несмотря на меньшую скорость удара. Правда, магия осталась такой же бесполезной, а уж когда появляются ищущие... Бойтесь, маги, бойтесь.
Игровой мир сильно вырос в размерах - исследовать с любовью созданные леса, горы и пещеры так же интересно, как и в первой части. Дух приключений прямо витает в воздухе. Основное место действия, остров Хоринис, выполнен превосходно, особенно запоминается одноимённый город, который, честно говоря, стал дял меня одним из лучших воплощений полноценного города в РПГ. Живность стала вести себя гораздо интересней: часто можно наблюдать шершней, жалящих падальщиков, или гоблинов, удирающих со всех ног от снепперов. Регион из дополнения, Яркендар, получился несколько неоднозначный. Яркий, красивый, но совершенно не запоминающийся и даже скучный. Все лагеря находятся близко друг другу и разделены тонкой прослойкой монстров. После выполнения всех заданий и уничтожения всей живности возвращаться сюда не придётся и не захочется, чего не скажешь о третьем регионе. Игра позволит вернуться нам в долину рудников, в которой и обосновались драконы. Она сильно изменилась и порой кажется, что произошёл настоящий апокалипсис, но те, кто избегал первую часть вдоль и поперёк, без всяких проблем сориентируются, где что находится. Квесты вновь связывают все лагеря и даже некоторые регионы, поэтому бросать все дела и сразу бежать исследовать остров не стоит (хотя и хочется). Большую его часть предстоит посетить при выполнении заданий.
Готика 2 - вершина таланта Piranha Bytes. Достичь столь высоко поднятой планки очень непросто, если вообще возможно. Продолжение Готики можно смело ставить в один ряд с другими гениальными сиквелами великих игр - Fallout и Baldur's Gate. И ещё не известно, кто из них лучше. Единственное, в чём вторая Готика всё же уступила оригиналу - иная атмосфера. Лично мне не хватает той замкнутости, безысходности и чувства нависшей неминуемой беды, что вместе с другими особенностями создавали по-настоящему уникальную атмосферу. Вот бы и Готика 3... впрочем, это другая история и совсем другая игра.