Найти тему
Hype.tech

Общая база ДНК и конфиденциальность: обратная сторона технологии

Оглавление

Благодаря созданию базы GEDMatch, а также инициативам ряда стартапов, преступник не может спать спокойно, оставив на месте преступления свою ДНК: рано или поздно его обнаружат. Но как технология отражается на простых людях и их генетической конфиденциальности?

© ImgCop.com
© ImgCop.com

Состоянием на конец 2018 года уже около 12 млн американцев добровольно отправили свои биологические материалы в компании типа 23andMe или AncestryDNA для последующего генетического анализа.

По результатам исследований они могли найти родственников, дополнить свое генеалогическое древо или узнать о рисках возникновения всевозможных заболеваний. Некоторая часть генетической информации попадает в общую базу GEDMatch.

Читайте также: Самые пугающие технологические достижения 2018 года

Для чего и как используется информация

Эти базы используются физическими лицами, но на этом их применение не заканчивается: начиная с прошлого года этот инструмент освоили и американские следователи. Благодаря этому удалось раскрыть десятки давно забытых старых дел, а также некоторые новые преступления. В основном, убийства и изнасилования.

Так был пойман серийный убийца и насильник, который орудовал еще в восьмидесятые годы прошлого века: благодаря сравнению ДНК неизвестного преступника с образцами в базе данных, удалось найти его родственников, а затем и его самого. Это было громкое дело, ведь на счету мужчины было более шестидесяти жертв. И это только те преступления, причастие к которым удалось доказать.

Джозеф Джеймс Деанджело, пойманный спустя несколько десятилетий после совершения преступлений © ABC15 Arizona
Джозеф Джеймс Деанджело, пойманный спустя несколько десятилетий после совершения преступлений © ABC15 Arizona

Конечно, сам преступник вряд ли будет расширять свою родословную с помощью таких баз, а вот его родственники вполне могут сделать это. Тем самым они помогут, в конце концов, поймать виновного.

Ловить преступников, тем более убийц, это благородное дело. Особенно если учитывать, что инструмент генеалогической криминалистики демонстрирует такие хорошие показатели эффективности. Но вот то, что полиция может беспрепятственно и неконтролируемо рыться в генеалогии обычных законопослушных граждан, безусловно, настораживает. Как же конфиденциальность?

Перспективы

В настоящее время в GEDMatch внесены данные около двух миллионов американцев. Это позволяет, при наличии образца, идентифицировать 60% населения страны. Если еще 1 миллион людей добавит свою генетическую информацию в систему, то можно будет опознать практически любого гражданина США, если он когда либо совершал/совершит преступление и оставил/оставит свою ДНК.

Также использование GEDMatch позволяет идентифицировать неизвестных покойных и решить ряд других, практически невыполнимых ранее, задач. Но, наряду с благими намерениями, базу можно легко использовать и в корыстных целях.

Риски и конфиденциальность

Эксперты по правовым вопросам и вопросам конфиденциальности обеспокоены тем, что этот новый инструмент позволяет полиции копаться в генетических шкафах людей без причины. Если раньше полиция ограничивалась поиском в базах данных правоохранительных органов, то сейчас они стали анализировать не только профили преступников, но и обычных людей.

При этом, если ранее найти можно было только близких родственников: родителей, братьев или сестер, то сейчас можно отыскать даже очень отдаленные генетические сходства – вплоть до двоюродных родственников и далее. В результате полиция может найти в базе сотни, тысячи дальних родственников искомого человека и затем, через них, выйти на подозреваемого.

© Police Chief Magazine
© Police Chief Magazine

Если вы отправите свои генетические данные в подобную базу, вы уже не будете спокойны: даже если вы сами будете самым законопослушным гражданином, в вашу дверь в любой момент могут постучать правоохранители с вопросами о каком-то "четвероюродном дяде Пете", о существовании которого вы и не подозревали.

Читайте также: Японский робот-отель уволил более половины своих работников-роботов

Профессор права в Университете Калифорнии Андреа Рот вместе с другими критиками такой политики уверены, что это нарушает права конфиденциальности ни в чем не повинных людей. Они настаивают на том, что поиск полицейскими информации в генетических базах должен регламентироваться так же, как использование баз данных правоохранительных органов.

Андреа Рот © YouTube
Андреа Рот © YouTube

К примеру, в Калифорнии полиции разрешено проводить "семейные" поиски в базах данных только в качестве крайней меры при расследовании тяжких преступлений. Также ограничивается и то, какие материалы могут быть использованы.

Но Маргарет Пресс, одна из основателей проекта "DNA Doe Project" сравнивает ДНК родственников подозреваемого со свидетелями:

ДНК родственников подозреваемого не исследуется; образцы похожи на очевидцев, которые могут дать полиции подсказки о том, кого искать. Родственники дают только нить, похожую на отпечаток обуви или пальца.

Иными словами, для нее данные являются ничем иным, как простыми уликами по делу.

В этом, безусловно, есть доля правды. И я, вероятно, была рада, если бы при помощи моей ДНК полиция действительно нашла убийцу. Тем не менее бесконтрольно использовать данные, тем более такие личные, не совсем правильно.

Мы видим, что сейчас данные являются очень ценным ресурсом, а города будущего, вероятно, будут просто машинами для их сбора. Об этом я писала здесь.

Вместе с тем, хотелось бы, чтобы именно люди решали, чем делиться, а что оставить в своем "шкафу со скелетом". Каждый человек должен иметь на это право. А как думаете вы? Делитесь своим мнением в комментариях и не забывайте подписываться на новые статьи!

Больше интересных материалов об обществе читайте на Hype.ru

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал! 👍