Найти тему
Дестрой

Один из последних редких катеров на воздушной подушке "Пума"

Сегодня мы расскажем про довольно интересный и редкий гражданский скоростной амфибийный катер на воздушной подушке типа "Пума" проекта 18802, случайно найденный нами на берегу и которых было построено по пальцам пересчитать.
Сегодня мы расскажем про довольно интересный и редкий гражданский скоростной амфибийный катер на воздушной подушке типа "Пума" проекта 18802, случайно найденный нами на берегу и которых было построено по пальцам пересчитать.
К середине 1980-х гг. с развитием амфибийных катеров на воздушной подушке гражданского назначения проекта 18800 типа "Гепард", в центральном конструкторском бюро "Нептун" приступили к постройке новых более габаритных проектов 18801, 18802, 18803 типа "Пума". 
(это историческое фото найдено в интернете)
К середине 1980-х гг. с развитием амфибийных катеров на воздушной подушке гражданского назначения проекта 18800 типа "Гепард", в центральном конструкторском бюро "Нептун" приступили к постройке новых более габаритных проектов 18801, 18802, 18803 типа "Пума". (это историческое фото найдено в интернете)
Головной АКВП "Пума-1" был построен на Свирской судостроительной верфи в г. Никольский в 1984 г. по проекту 18801 и уже в 1985 г. вступил в строй в качестве судна скорой медицинской помощи, а салон был оборудован операционным столом и другим медицинским оборудованием для оказания помощи пострадавшим, как на месте происшествия так и в процессе транспортировки. В салоне могло разместиться 2 или 3 медработника и соответственно 2 или 3 пострадавших + 2 члена экипажа. 
 В качестве двигательной установки на этот АКВП было установлено два двигателя ГАЗ-53.  
(это историческое фото также найдено в интернете)
Головной АКВП "Пума-1" был построен на Свирской судостроительной верфи в г. Никольский в 1984 г. по проекту 18801 и уже в 1985 г. вступил в строй в качестве судна скорой медицинской помощи, а салон был оборудован операционным столом и другим медицинским оборудованием для оказания помощи пострадавшим, как на месте происшествия так и в процессе транспортировки. В салоне могло разместиться 2 или 3 медработника и соответственно 2 или 3 пострадавших + 2 члена экипажа. В качестве двигательной установки на этот АКВП было установлено два двигателя ГАЗ-53.  (это историческое фото также найдено в интернете)
"Пума" созданная на основе уже развитых и отработанных решениях в АКВП "Гепард", получила почти в два раза увеличенные габариты и в три раза большее водоизмещение. 
 В этом же году на этой же верфи был построен АКВП Пума-2 следующего пассажирского проекта 18802 при общей длине 12,2 и ширине 5,2 метра (включая навесные секции) полным водоизмещением 5,7 тонн, был уже рассчитан на 2 члена экипажа и 16 пассажиров или 1660 кг перевозимого груза + 250 кг топлива. 
 Также на его базе был разработан грузо-пассажирский проект 18803, рассчитанный на 10 пассажиров и увеличенный объём перевозимого груза. В частности закладывалась возможность использования его в армии из расчёта на 10 морских пехотинцев с вооружением. Эта вариация поставлялась в погранвойска и пожарную охрану.
"Пума" созданная на основе уже развитых и отработанных решениях в АКВП "Гепард", получила почти в два раза увеличенные габариты и в три раза большее водоизмещение. В этом же году на этой же верфи был построен АКВП Пума-2 следующего пассажирского проекта 18802 при общей длине 12,2 и ширине 5,2 метра (включая навесные секции) полным водоизмещением 5,7 тонн, был уже рассчитан на 2 члена экипажа и 16 пассажиров или 1660 кг перевозимого груза + 250 кг топлива. Также на его базе был разработан грузо-пассажирский проект 18803, рассчитанный на 10 пассажиров и увеличенный объём перевозимого груза. В частности закладывалась возможность использования его в армии из расчёта на 10 морских пехотинцев с вооружением. Эта вариация поставлялась в погранвойска и пожарную охрану.
Стоит заметить, что большая часть этих АКВП в итоге нашли свой последний приют на Дальнем Востоке. И именно её, ржавеющую под открытым небом мы случайно заметили во время одной из прогулок по окрестностям одного из затонов у Хабаровска.
Стоит заметить, что большая часть этих АКВП в итоге нашли свой последний приют на Дальнем Востоке. И именно её, ржавеющую под открытым небом мы случайно заметили во время одной из прогулок по окрестностям одного из затонов у Хабаровска.
Недолго думая мы подошли поближе, хоть в 20 метрах и находилось здание охраны этой территории.
Недолго думая мы подошли поближе, хоть в 20 метрах и находилось здание охраны этой территории.
Этот АКВП был построен в 1988 г. на Хлебниковском судоремонтно-механическом заводе МРП МРФ РСФСР  СССР в г. Москва и получил номер Пума-4. До 2012 г. она была приписана к Новосибирску, после чего её перевезли на Дальний Восток для перевозки пассажиров между Китаем и Россией. Недолго поработав в Благовещенске она прибыла в Хабаровск, где и нашла свой последний причал. Ходят слухи, что у неё вышел из строя один из двигателей.
Этот АКВП был построен в 1988 г. на Хлебниковском судоремонтно-механическом заводе МРП МРФ РСФСР  СССР в г. Москва и получил номер Пума-4. До 2012 г. она была приписана к Новосибирску, после чего её перевезли на Дальний Восток для перевозки пассажиров между Китаем и Россией. Недолго поработав в Благовещенске она прибыла в Хабаровск, где и нашла свой последний причал. Ходят слухи, что у неё вышел из строя один из двигателей.
До 2016 г. у неё ещё сохранялась воздушная подушка, которую позже демонтировали. (это фото найдено в реестре водного транспорта в интернете)
До 2016 г. у неё ещё сохранялась воздушная подушка, которую позже демонтировали. (это фото найдено в реестре водного транспорта в интернете)
А так он выглядел при жизни. (фото из новостей о перевозке пассажиров)
А так он выглядел при жизни. (фото из новостей о перевозке пассажиров)
Два бензиновых карбюраторных двигателя ЗМЗ-53-11 мощностью 120 л.с.с жидкостным охлаждением, работающих на 76-м бензине позволяли набирать максимальную скорость на воде до 65 км/ч, а по льду до 70 км/ч. В обычном эксплуатационном режиме эта скорость была на 20 км,ч меньше. При ветре 15 м/с на эксплуатационной скорости судно могло преодолевать затяжные уклоны до 5, а на максимальной до 15 градусов. 
 Клепано–сварная конструкция корпуса из алюминиево-магниевого сплава 1561М была разделена на 5 отсеков водонепроницаемыми переборками и имеет одноотсечную непотопляемость. А рубка, капот, двери и люки катера выполнены из полиэфирного стеклопластика. Сам АКВП имел системы отопления, вентиляции и даже пожаротушения, а для термозвукоизоляции были применены АТМ-маты, герметично упакованные в ПЭТ-пленку, которые крепились к внутренней поверхности рубки и в пространстве между арками.
Два бензиновых карбюраторных двигателя ЗМЗ-53-11 мощностью 120 л.с.с жидкостным охлаждением, работающих на 76-м бензине позволяли набирать максимальную скорость на воде до 65 км/ч, а по льду до 70 км/ч. В обычном эксплуатационном режиме эта скорость была на 20 км,ч меньше. При ветре 15 м/с на эксплуатационной скорости судно могло преодолевать затяжные уклоны до 5, а на максимальной до 15 градусов. Клепано–сварная конструкция корпуса из алюминиево-магниевого сплава 1561М была разделена на 5 отсеков водонепроницаемыми переборками и имеет одноотсечную непотопляемость. А рубка, капот, двери и люки катера выполнены из полиэфирного стеклопластика. Сам АКВП имел системы отопления, вентиляции и даже пожаротушения, а для термозвукоизоляции были применены АТМ-маты, герметично упакованные в ПЭТ-пленку, которые крепились к внутренней поверхности рубки и в пространстве между арками.
Воздушная подушка катера секционирована продольным и поперечными килями, в которые из нагнетателей и из монолита подается воздух.
Воздушная подушка катера секционирована продольным и поперечными килями, в которые из нагнетателей и из монолита подается воздух.
-12
Между моторным отсеком и пассажирским помещением расположен отсек нагнетателей, в котором у каждого борта расположили по паре центробежных нагнетателей, объединив их общими валами.
Между моторным отсеком и пассажирским помещением расположен отсек нагнетателей, в котором у каждого борта расположили по паре центробежных нагнетателей, объединив их общими валами.
Силовые блоки приводимые во вращение двигателями, побортно передают вращение при помощи плоскозубчатых ремней на центробежные нагнетатели и композитные воздушные винты изменяемого шага, изготавливаемые методом вакуумного формования, которые были смонтированы в стеклопластиковых насадках, на которых установлены восемь обтекаемых рулей аэродинамического профиля, объединенных в две группы по четыре руля между собой жесткими тягами. 
Силовые блоки приводимые во вращение двигателями, побортно передают вращение при помощи плоскозубчатых ремней на центробежные нагнетатели и композитные воздушные винты изменяемого шага, изготавливаемые методом вакуумного формования, которые были смонтированы в стеклопластиковых насадках, на которых установлены восемь обтекаемых рулей аэродинамического профиля, объединенных в две группы по четыре руля между собой жесткими тягами. 
С 1986 г. АКВП проекта 18802 стали производить и в г. Москва на Хлебниковском судоремонтно-механическом заводе.
С 1986 г. АКВП проекта 18802 стали производить и в г. Москва на Хлебниковском судоремонтно-механическом заводе.
Только мы хотели заглянуть внутрь, как к нам подошла охрана, увидевшая нас из окна здания возле этого катера и выгнала с территории, не дав не то, что пофотографировать, но и просто посмотреть на салон и рубку. Все наши уговоры и слова о том, что таких катеров почти не осталось в России также не возымели никакого успеха и нам пришлось ретироваться.
Только мы хотели заглянуть внутрь, как к нам подошла охрана, увидевшая нас из окна здания возле этого катера и выгнала с территории, не дав не то, что пофотографировать, но и просто посмотреть на салон и рубку. Все наши уговоры и слова о том, что таких катеров почти не осталось в России также не возымели никакого успеха и нам пришлось ретироваться.
В 2002 г. был построен опытный образец проекта 18802М в качестве экспедиционного АКВП. Этот модернизированный проект отличался от базового 18802 повышенными характеристиками во всех основных узлах, а также улучшенной управляемостью и более комфортными условиями в обитаемой части и современной электроникой. Конструкция корпуса была также изменена и оснащена более мощными и надежными двигателями ЗМЗ-41 мощностью 140 л.с. с использованием в передаче вращения на центробежные нагнетатели японских комплектующих. (фото найдено в интернете)
В 2002 г. был построен опытный образец проекта 18802М в качестве экспедиционного АКВП. Этот модернизированный проект отличался от базового 18802 повышенными характеристиками во всех основных узлах, а также улучшенной управляемостью и более комфортными условиями в обитаемой части и современной электроникой. Конструкция корпуса была также изменена и оснащена более мощными и надежными двигателями ЗМЗ-41 мощностью 140 л.с. с использованием в передаче вращения на центробежные нагнетатели японских комплектующих. (фото найдено в интернете)
Всего с 1985 по 2000-е гг. было суммарно произведено этих проектов около полтора десятка, около половины которых было спущено на воду уже после распада СССР. В архивах реестра водного транспорта известна судьба лишь 12 из них, последнее из которых было построено в 2003 г. 6 из них уже не эксплуатируется, ещё 4-ёх судьба не установлена и лишь две - Пума-08 2001 г. и Пума-7 2003 г. выпуска, эксплуатируются и приписаны к г. Хабаровск. 
 По неподтверждённой информации несколько АКВП было поставлено за рубеж в Мексику, Малайзию и Китай. Но это не точно.
Всего с 1985 по 2000-е гг. было суммарно произведено этих проектов около полтора десятка, около половины которых было спущено на воду уже после распада СССР. В архивах реестра водного транспорта известна судьба лишь 12 из них, последнее из которых было построено в 2003 г. 6 из них уже не эксплуатируется, ещё 4-ёх судьба не установлена и лишь две - Пума-08 2001 г. и Пума-7 2003 г. выпуска, эксплуатируются и приписаны к г. Хабаровск. По неподтверждённой информации несколько АКВП было поставлено за рубеж в Мексику, Малайзию и Китай. Но это не точно.

В завершении небольшое видео 1989 г. о амфибийных катерах на воздушной подушке этих проектов.

Вот такая интересная штука нам встретилась на берегу одного из затонов речного флота. Надеемся вам было интересно. Подписывайтесь на наш канал,спасибо за просмотр и до новых встреч.
Вот такая интересная штука нам встретилась на берегу одного из затонов речного флота. Надеемся вам было интересно. Подписывайтесь на наш канал,спасибо за просмотр и до новых встреч.