Прочитал со второй попытки за пару вечеров "Коллекционер" Джона Фаулза. Книжку покупал еще год назад, но затем она долго лежала на полке. Наверное потому, что первая часть романа довольно скучная.
Изложение ведется как дневник не особо образованного молодого человека, который выиграл 70 тыс. фунтов стерлингов на скачках, уволился с работы, купил старинный особняк и похитил, а затем и посадил в подвал этого дома девушку, о которой воздыхал несколько лет. "Герой" - коллекционер чучел бабочек, и подход к женщине у него соответствующий.
А вот вторая часть ведется уже от лица оказавшейся в ужасном заточении 20-летней девушки, студентки художественного колледжа, и эта часть уже гораздо лучше. Героиня красива, любима, жаждет художественной самореализации, разбирается в искусстве, живет интересной молодой жизнью. На этом противопоставлении взрослевшего без родителей глупого увальня с множеством детских травм, из рабочего английского класса, совершенно не пытающегося разобраться в жизни, чему-то научиться, но обладающего безграничной физической властью над женщиной, и живой энергичной умной девушки, еще не осознавшей трагедии случившегося, и строится повествования.
Во второй части Фаулз устами героини искусно демонстрирует консерватизм, костность, классовое расслоение английского общества 50-ых годов прошлого века, нуворишей, мещанство, поиски и идеалы современных художников. Из забавного - у девушки есть друг, 40-летний художник, который ее притягивает, с которым она проводит много времени, учится, и который предлагает ей вступить в отношение. Она постепенно сближается с ним, но изначально воспринимает его как старика (в 40-то лет!). Сегодняшнее общество к сорокалетним вроде относится иначе.
Заканчивается история так, что хочется завершить попытку девушки и зарубить главного персонажа, маньяка и мучителя, настолько он бестолковый и бесполезный. Автор предлагает это сделать читателям самостоятельно, воспользовавшись своим собственным воображением!