В 1954 году в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией одна из наиболее значительных улиц так называемого Залинейного района Гомеля — Батарейная — была переименована в улицу Богдана Хмельницкого. В 1958 году в сквере напротив стадиона «Локомотив» был установлен памятник руководителю этнорелигиозного движения казачества и социальных низов украинского и белорусского народов. Сегодня о прежнем названии — Батарейная улица —помнят немногие. Ещё меньше осталось тех, кто так или иначе мог бы объяснить это название.
Согласно топонимическому преданию, на месте пересечения гомельских улиц Богдана Хмельницкого и Лещинской во время Отечественной войны 1812 года стояла русская артиллерийская батарея.
В соответствии с иным вариантом легендарного сюжета, не кто иной, как сам Пётр Iво время войны России со Швецией в начале XVIII века распорядился поставить орудия на возвышенности, имевшейся в то время на участке между современными улицами Котовского и Циолковского, пересекающими улицу Богдана Хмельницкого, и приказал стрелять оттуда по наступавшим шведам.
Есть и более реалистическая версия происхождения названия Батарейной улицы. Якобы во время Первой мировой войны 1914-1918 годов на месте нынешней развилки между улицами Богдана Хмельницкого, Барыкина и Речицкое шоссе (проспект Речицкий) стояли артиллерийские расчёты, орудия которых были направлены на запад, на случай прорыва немцами фронта и быстрого их наступления.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых исследований и публикаций!
Думается, однако, что и в данном варианте объяснения названия легендарной информации не меньше, чем в двух предыдущих, и сама эта «реалистическая версия» является более новой модификацией одного и того же старинного гомельского предания, в котором, как и во всяком ином предании, вымысел искусно заретушировал изначальную реальную основу.
Любой легендарный сюжет нужно вначале рассматривать в типологическом аспекте. В белорусском фольклоре, топонимии и микротопонимии тема войны с французами и шведами представлена очень широко.
Например, в окрестностях разных белорусских деревень фиксируются микротопонимы Французская дарога, Французская грэбля, Шведская сенажаць, Шведава балота, Шведскі брод и т. п. Эти названия мотивируются, безусловно, событиями двух войн —русско-шведской войны начала XVIII века и Отечественной войны 1812 года, непосредственно затронувших территорию Беларуси.
Исследователь истории Гомеля Л.А. Виноградов писал о том, что князь Меньшиков проходил через Гомель после победы над генералом Левенгауптом и что шведы пытались переправиться через Сож в пяти верстах от Гомеля возле Старого Села.
В так называемой «Могилёвской хронике» Т. Сурты и Ю. Трубницкого сообщается о нахождении в Гомеле в мае 1706 года Александра Даниловича Меньшикова «с войском московским». Как видим, русско-шведская война, пусть косвенно, но затронула и Гомель. Самое главное, однако, не это, а то, что события давних войн в коллективной памяти народа неизбежно мифологизируются. Одновременно появляется то или иное предание.
Обстоятельствами, сопутствующими возникновению предания, являются, в частности, необъяснимое с реальной точки зрения название того или иного объекта, ассоциируемое с войной и сражениями, как, например, Батарейная улица, или устойчивое понимание самого объекта как военного в связи с неоднократными находками на нём или возле него соответствующих предметов, например, остатков древнего оружия, каменных скребков и топоров, железных наконечников стрел и копий, рукояток мечей и лезвий ножей, вообще любых изделий из железа.
Свидетельствами какой-то давней войны могут считаться следы древних укреплений — насыпей, валов, рвов возле городищ, а также курганные могильники. Отсюда становится понятным появление таких белорусских микротопонимов, как Шведская Гара, Шведскі Вал, Шведскі Акоп, соотносимых с городищами, или Шведскія магілы, Шведскія капцы, являющихся названиями древних погребальных памятников. В белорусском фольклоре существует выражение «за дзядамі-шведамі», означающее «очень давно».
Урочище Шведская Горка (вариант — Шведская Гора) есть и на правом берегу Сожа возле бывшей деревни Любны (с 1934 года — в составе Гомеля). Здесь обнаружены остатки городища, датируемого VI—III столетиями до новой эры и относящегося к милоградской культуре.