Первый подземный транспорт в Токио появился в 1915 году, но был предназначен для железнодорожного почтового отделения. Пассажирское метро в столице Японии появилось уже в 1927 году, когда 30 декабря между станциями «Асакуса» и «Уэно» прошёл первый метросостав с восхищёнными токийцами.
Линия «Гиндза» – оранжевая – старейшая в Токийском метро. Своим появлением она обязана бизнесмену Норицугу Хаякава. В 1914 году он побывал в Лондоне и понял, что хочет построить подземную железную дорогу на Родине. Желание стало для него почти делом чести, поэтому господин Хаякава нашёл 6,2 миллиона иен для финансирования своего проекта и в 1927 году открыл первую пассажирскую подземную железную дорогу на Востоке. Новый транспорт, на тот момент частный, оказался настолько диковинным и увлекательным, что в первые дни пассажиры выстраивались в многочасовые очереди ради пятиминутной поездки. Зато какой поездки!
За прошедшие 100 лет метрополитен Токио значительно преобразился, но в Музее истории Токийского метро (станция «Касай» или Т-17) можно увидеть реконструкцию станции «Уэно» образца 1927 года. Там же хранится коллекция старинных вагонов, экспонаты, посвящённые строительству всех действующих линий, и уникальная тематическая библиотека. Помимо прочего, в музее проводятся концерты классической музыки, деловые встречи и кинопоказы о проектах строительства метро.
Сейчас в Токийском метро 13 линий и 285 станций, их обслуживают два оператора. Tokyo Metro – частная компания под совместным управлением японского правительства и правительства Токийского столичного региона. И Toei – Токийское муниципальное транспортное управление. Те линии метро, которые управляются Toei, имеют одноимённую приставку в названии. Эта информация пригодится тем туристам и пассажирам, которые предпочтут покупать для поездки в Токийском метро не электронные карты PASMO, Common One-day Ticket на 24 часа или проездной Tokyo Combination Ticket, а отдельные билеты, потому как при пересадке с линии Tokyo Metro на линию Toei нужно покупать новый билет. Впрочем, самый выгодный вариант, как убеждают туристические гиды, – билет на 24 часа с неограниченным количеством поездок за 370 рублей (взрослый) и 185 рублей (детский). Купить его можно в автомате на любой станции и лучше в день поездки. А поездить по метро в Токио захочется не меньше, чем подняться на смотровую площадку Tokyo Skytree, прогуляться под неоновыми вывесками ночной «Восточной столицы» или проникнуться милосердием в храме Сэнсодзи.
Чтобы не заблудиться в метро Токио, нужно помнить простой принцип: у каждой линии есть свой цвет и название, а каждая станция на линии имеет, помимо названия, свой номер. Например, чтобы увидеть памятник Хатико, нужно ехать на станцию «Сибуя» линии Гиндза. В цифровой системе её обозначением служит номер G-01, изображённый в круге с оранжевой рамкой.
И даже если пассажир запутается в количестве и порядке цифр или забудет цвет и название нужной линии, куда пересаживаться, ему поможет цифровое табло в вагоне и диктор, чьи сообщения дублируются с японского на английский язык. А схемы метро дополнительно сообщают пассажирам информацию о том, в какой вагон лучше сесть, чтобы сделать пересадку или выйти в нужном месте.
Важно ещё помнить одно маленькое, но категоричное правило – в Токийском метро нельзя фотографировать: поезда и машинистов – тем более со вспышкой, и пассажиров – тем более без их спроса.
И, конечно, у метро Токио есть много других особенностей:
· Метрополитен Токио считается одним из самых загруженных в мире. Ежедневный пассажиропоток достигает почти 10 млн человек.
· В пиковые часы в метро не протолкнуться. На каждой станции при этом работают специальные сотрудники – осия. В их задачи входит буквальное запихивание пассажиров в поезд. На некоторых линиях также курсируют составы с отдельными вагонами для женщин и детей, чтобы представительницы прекрасного пола не испытывали возможных неудобств в часы-пик.
· В Токио можно на любой улице встретить сумоиста, впрочем, в метро они спускаются редко. Наиболее вероятно, что под землёй вы встретите человека, переодетого в одного из многочисленных персонажей манги или аниме. И со 100% вероятностью можно встретить Пикачу – на футболке, в качестве брелока, на обложке журнала, в рекламе и так далее.
· Японцы верят, что число четыре приносит несчастье, поэтому во многих домах нет четвёртого этажа. Однако метрополитена эти суеверия не коснулись. Линия 4 Маруноути (красная) каждый день перевозит пассажиров по основному и ответвлённому маршруту. На основном, к слову, курсируют шестивагонные поезда, а на участке с ответвлением – трёхвагонные.
· Пересадочные станции соединяют метро с пригородными поездами, что очень удобно. Дополнительное удобство – режим работы метро: почти с 5 утра до часу ночи.
· Подвижной состав представлен почти 3500 вагонами разных моделей и годов постройки. Интересно также, что в Токийском метро используется три разные колеи. На первых линиях при постройке использовалась европейская колея в 1435 мм, позже метрополитен перешёл на колею в 1067 мм, чтобы интегрировать метрополитен с городскими и пригородными поездами. Третий вид колеи – 1372 мм.
· Навигация в метро выполнена на японском (кандзи и хирагана) и английском языках. На многих станциях встречаются и указатели с надписями на упрощённом китайском и корейском. На указателях в сторону пересадочных платформ указывается длина перехода, например, 50 или 100 метров.
· На станциях пассажирам доступны питьевые фонтаны, автоматы с водой, туалеты и комнаты матери и ребёнка.
· Стоимость проезда в метро зависит от количества станций и пересадок.
· Некоторые турникеты работают, как на вход, так и на выход.
· В метро есть станции с многоуровневыми подземными платформами.
· В метро нет запрета на еду и напитки, но, если лёгкий перекус помешает соседу, может случится конфликт. Хотя токийцы всё же избегают конфликтов.
· Впрочем, напитки в метро всё равно есть – в бесчисленных автоматах с бесчисленными видами вкусов.
· Ещё одно проявление этикета – отключение звука на мобильном телефоне и воздержание от разговоров по нему во время поездки.
· Самая популярная линия – кольцевая линия городских электропоездов «Яманотэ», её маршрут охватывает большинство достопримечательностей Токио.