Ровно 50 лет назад - 5 января 1969 года вышел второй альбом любимой в народе группы Creedence Clearwater Revival, который ребята назвали Bayou Country. Дебютный альбом был выпущен ровно полгода назад - 5 июля 1968 года и содержал четыре из восьми композиций других авторов. На этот раз композиций было меньше - всего семь, но чужая была только одна - известный хит Литтл Ричарда (авторы Блэквелл/Мараскалко) Good Golly Miss Molly, да и то порядком переделанный.
Криденс не сразу стали теми Криденс, которых мы все полюбили. Материал первого альбома был сыроват, об этом я писал в статье Creedence Clearwater Revival: Дебют. Тот самый легко узнаваемый хард-кантри-рок тоже был в процессе становления. Однако, на мой взгляд, второй альбом практически полностью раскрыл будущий потенциал группы и показал, что относительный дебютный успех не случаен. Вторым альбомом группа родилась для широкой публики далеко за пределы родной Калифорнии и американского юга. Далее следовало стремительное развитие, чрезвычайно плодотворный период, когда за два года было записано пять (!) альбомов - один краше другого. Причём три были записаны в этом, 1969 году с января по ноябрь.
Первая же композиция альбома - Born on the Bayou вышла за рамки альбома и всего предыдущего творчества группы. Песня была простой, но звучала очень аутентично и непохоже на другие современные композиции коллег по цеху, абсолютно в новом для рока стиле. Критики пишут. что это образец так называемого "болотного рока" (swamp-rock) - музыки с танцевальных площадок Луизианы, в которой перемешана музыка потомков французских колонистов (каджун), чёрная креольская музыка, блюзы и белый кантри. Я не знаток этого музыкального стиля и понятия не имею чем он характерен, поэтому просто поверю на слово профессиональным критикам и буду считать Born on the Bayou образцом этого стиля. Bayou - это экзотизм, название заболоченной старицы, протоки, залива в дельте реки. Термин сугубо с амриканского юга, из болот Луизианы - понятно откуда корни музыки этого альбома группы.
Заглавную композицию Джон Фогерти по его словам сочинил сидя в своей крохотной квартирке и пялясь на белую стену без картины, на которую не было денег. Он сидел без гитары с карандашом, так как был одержим идеей чистого творчества - в итоге случилось нечто вроде озарения, пришёл текст, пришёл и рифф - и Джон сразу понял, что это больше, чем песня - это знак в каком направлении группа будет развиваться. Именно этой композицией Криденс и стали открывать свои концерты - как и на Вудстоке, на знаменитом (теперь) выступлении, "которое почти никто не слышал", поскольку вся огромная толпа спала вповалку, усыплённая предыдущим выступлением The Greatful Dead. Я и поставлю видео с Вудстока, хотя есть ролики с более приличным звуком и изображением - пусть их тогда немногие увидели и не распознали пророков в своём отечестве, но мы восполним пробел
Следующая композиция Bootleg хоть и продолжает музыкальную линию предыдущей, но, что называется, сыровата (на мой взгляд). Мелодия практически отсутствует, вокал под ряд гитарных аккордов чередуется с сольными проходами Фогерти на гитаре - структура, которую группа будет часто использовать в дальнейшем. Но, несмотря на то, что лично мне эта песня и кажется проходной - именно на неё Криденс сняли видеоклип, в котором группа играет на танцах на колёсном пароходе. Криденс в период между первым и вторым альбомом часто выступали в небольших клубах и барах - наверное вот так это и выглядело
Завершает первую сторону композиция Graveyard Train - и это продолжительная медитативная блюзовая композиция. У группы практически на каждом альбоме есть одна такая протяжённая композиция с повторяющимся простым рефреном - на первом альбоме это была Suzie Q, потом будут Effigy, I Heard It Through the Grapevine - своего рода почерк группы. Такие композиции можно играть на сцене бесконечно долго и наличие таких вещей было характерно для групп южного рока, который начинал свой расцвет как раз в этот период. И к которому Криденс очень часто относят, хотя я против такой классификации
Открывает вторую сторону альбома кавер-версия хита Литтл Ричарда Good Golly Miss Molly. Песня 1956 года, хотя сам Ричард уверял, что основную музыкальную фразу взял из композиции 1951 года Rocket 88. То есть сама песня уходит корнями в дороковый период . Джон Фогерти слегка изменил текст и, на мой взгляд, изменил тональность с мажорной на минорную. Возможно такое впечатление происходит из-за особенного строя гитары Джона. Но песня звучит очень трагично по сравнению с оригиналом. В основном риффе, который даже и не рифф, наверное, а ритмическая фигура, ритм и бас-гитара звучат в унисон - довольно необычно для рок-н-ролла. Впрочем на видео видно, что баса-гитары нет, а просто вторая ритм-гитара у Стю Кука играет в более низком регистре. Ну а Фогерти раскрашивает ритмическую фразу поверху вокалом и сольными проходами вперемешку - как и на Bootleg
Точь в точь такой же приём используется на следующей композиции - моей любимой на альбоме. Это Penthouse Pauper - блюз среднего темпа. На мой взгляд эта композиция прекрасна тем, что Фогерти демонстрирует всё богатство своей музыкальной фантазии и мастерства этими вот сольными вставками между строками куплета. Он играет каждый раз по разному - и сольно, и аккордами, и вперемешку и каждый раз на этой вставке получается энергичный акцент. Нет никакого кульминационного нагнетания, как в блюзе, нет припевов. Вместо них целых три сольных проигрыша. Очень оригинальный подход к блюзу по-криденсовски.
Шестая композиция на альбоме - Proud Mary считается самым сильным хитом с этого альбома. Она поднялась на второе место в хит-параде. "Гордая Мэри" это название колёсного парохода на Миссисипи и повествование ведётся от лица пассажира. В одном из интервью Джон Фогерти рассказал под влиянием чего написана мелодия - и его рассказ лишний раз подтверждает, что при всё простецком имидже группы составляющие их музыки чрезвычайно глубоки. По словам Фогерти на написание музыки повлияла ни много, ни мало - Пятая Симфония Бетховена и он сочинил стартовые аккорды к песне по аналогии с вступлением в симфонии с убыванием на терцию. А текст ориентирован на представление о реке в эпической и мифологической литературе, как дороге и месте возрождения
Завершает альбом ещё одна продолжительная медитативная композиция Keep On Chooglin'. Мне кажется вот такими вот вещами вроде Suzie Q и Keep On Chooglin' группа заменяла модные в то время в калифорнийском мэйнстриме психоделические композиции. Потому что в таком монотонном повторении напряжённых музыкальных фраз тоже есть своя психоделика. За весь период творчества у Криденс есть всего одна по настоящему психоделическая композиция - Rude Awakening с альбома Pendulum, что для калифорнийской группы середины-конца шестидесятых, конечно, немыслимо. Становится понятно почему в первый год Криденс, не гастролирующую в это время по стране, а находящуюся на грани финансового выживания, даже в Калифорнии принимали за группу с американского юга, а чёрные слушатели принимали её за чернокожих исполнителей. Как раз для групп южного рока характерны протяжённые композиции и многочасовой джемминг. А обилие музыкальных фрагментов и стилистики из локальных поджанров чёрного американского юга ставило вопрос о расовой принадлежности музыкантов, которых до поры до времени никто в глаза не видел, а только слышали по радио)). Вот что восторженно писал после выхода второго альбома целый профессор-культуролог в одной из статей: "Поразительно демонстрируемое ими мастерство общения с языком чёрной культуры. Ещё более сильное впечатление производят скромность и художественная цельность метода, каким они манипулируют элементами чуждой им культурной традиции. Приближаясь к самому плотному ядру рок-музыки, они буквально прожигают тот мусор, что распространяется сегодняшним радио. «Прозрачная вода» — их символ чистоты, и именно чистоты, как ни парадоксально, достигают они, работая с материалом, который чёрен, как чистейшая смола". Он и статью озаглавил: Purity, Not Parody, in a Real Rock Revival - "Чистота, а не пародия - вот оно Настоящее Возрождение Рока".
Но вернёмся к Keep On Chooglin' - один из моих читателей, уважаемый Pandion haliaetus написал в комментарии к одной из моих статей: choogle - первоначально, звукоимитация паровоза (Choo-choo), в последующем, значение распространилось вплоть до любого пыхтения, требующего повышенных усилий. В таком случае такая трактовка текста в этой композиции (а Pandion haliaetus англоязычные идиомы, да и вообще язык понимает гораздо лучше меня) в совокупности с музыкальным рядом и агрессивно-истерическом вокалом Фогерти - самая настоящая психоделика и есть. Брутальная такая психоделика - никаких наркотиков, а голову напекло в пустыне в ожидании поезда, например)). Ну и в заключение поставлю эту композицию опять же с Вудстока, где ребята играли практически в темноте - хорошо хоть некоторые операторы оказались профессионалами и не завалились дрыхнуть, как зрители