В начале фильма, когда все время чередуются фрагменты шести историй, возникают опасения, что следить за ними будет сложно, но они быстро рассеиваются. Сюжетные куски становятся более длинными и подробными, места действия и лица персонажей указаны кратко, но всегда понятно. То, что различные линии все время чередуются, даже идет картине на пользу, ибо не все они одинаково интересны и не все одинаково хорошо разработаны. При таком варианте не один кусок, так другой позволяет ленте удерживать зрительский интерес.
“Дневник Адама Юинга” рассказывает о неожиданной дружбе между богатым юристом и сбежавшим рабом. Темы доверия и терпимости звучат эмоционально, но Хэнкс немного переигрывает в роли скользкого врача, злодея сюжета.
“Письма от Зедельхема”. История молодого композитора одна из лучших линий фильма, в которой много точных наблюдений на темы творчества, отношений между поколениями, зависимости и любви. Бродбент и Бен Уишоу в своих совместных сценах создали небольшое чудо.
“Первая загадка Луизы Рей” – триллер о расследовании закулисных темных дел корпораций в стиле “Китайского синдрома” и других “разоблачительных” фильмов 70-х. Холли Берри великолепна в роли журналистки. Следует признать, что в этом фильме она переиграла Хэнкса.
"Ужасное испытание Тимоти Кавендиша" - самая комедийная из историй, нечто вроде пародийного варианта "Полета над гнездом кукушки" с собственной сестрой Рэтчед (Хьюго Уивинг, играющий отрицательных персонажей во всех шести сюжетах). Бродбент опять же справился с ролью блестяще, также следует отметить Гранта и Сарандон.
“Молитва Сонме-451” могла бы стать ядром фильма (в любом случае, для многих зрителей она будет в картине самой интересной), если бы не некоторые проблемы. Ее снимали Вачовски, и визуальный ряд и крутизна главного героя в ней напоминают о “Матрице”, а революционные темы о “V значит Вендетта”. Поэтому воспринимается сюжет как двойное повторение пройденного. Хотя могло быть хуже: если бы Сонме сыграла Портман, как планировалось, это было бы уже тройное повторение. Пэ Ду-на играет убедительно, да и эмоциональное послание в сюжете есть, и все же из всех он кажется наиболее коммерческим, данью голливудским вкусам.
Последняя, постапокалиптическая история напоминает отдельные образцы жанра, однако благодаря совместным усилиям Хэнкса и Берри достойно завершает сагу.
Некоторые темы фильма лежат на поверхности: роль личности в истории, изменения, которые она может принести, если не будет повиноваться существующему положению вещей. Другие нужно искать, анализируя, какое содержание вложено именно в такой способ чередования фрагментов. Но это удастся сделать, скорее всего, во время второго или третьего просмотра, потому что первый полностью уйдет на оценку впечатляющего визуального ряда, поиски знакомых актеров и наблюдения за их игрой.
Итог: Фильм "Облачный Атлас" 2012 года длинное, но стоит внимания, ибо заставляет мыслить, сравнивая судьбы героев в разные эпохи и в разных обстоятельствах. Не все сюжеты равноценны, но усилия режиссеров и актерского состава не дают скучать на протяжении почти трех часов просмотра.