Здравствуйте, товарищи!
Итоги уходящего года, который много чего натворил в мире аудиокниг, спектаклей и пр. я подведу позже. А пока представлю вам такой вот опус. Сразу скажу, текст получился большой. Возможно в нём слишком много биографических моментов и из-за этого повествование несколько суховато. Здесь я мало описываю конкретно свои эмоции, хочется рассказать о человеке, который лично для меня является чуть ли не самой главной фигурой в мире аудио-искусства. К его передачам, поставленным им спектаклям мы вернёмся позже и разберём несколько из них отдельно. А пока давайте поговорим про него самого. Да, почему так много биографии. Когда-то я хотел узнать про этого актёра по больше, но с ужасом обнаружил, что в интернете почти нет информации. Изучению его жизни и творчества я посвятил много времени и теперь предлагаю и вам погрузиться хоть чуть-чуть в мир волшебной сказки, которую делал замечательный Актёр. Сегодня поговорим с вами о радио, вернее о голосе, который и был символом этого самого радио для многих поколений слушателей, особенно юных, хотя наш герой считал, что его творчество для людей от семи до семидесяти. Речь пойдёт о "радио-волшебнике" Николае Владимировиче Литвинове. Да, именно это прозвище закрепилось за ним по праву. Недавно, двадцать седьмого декабря был день смерти Николая Владимировича. Вот уже тридцать один год, как его нет с нами, но всё-таки для многих незримо присутствует этот добрый волшебник и сказочник. Трудно переоценить значение радио для людей первой половины двадцатого века. Оно не только знакомило с последними новостями, но и просвещало, развлекало, мобилизовывало слушателя в трудную годину. Каждый голос, звучавший из репродукторов в те годы имел свою неповторимую особенность. Суровый голос Левитана заставлял замирать сердца, казалось, что любое событие, озвученное подобным голосом становилось ещё более значимым. В голосе Синявского было столько страсти и азарта, что не слушать его репортажи о спортивных баталиях было невозможно. А Николай Владимирович в этих обстоятельствах сумел найти свою нишу и занял её на долгие годы Николай Владимирович родился 19-го мая, 1907-го года, в Сухуми. Его предки по материнской линии греки, осевшие в Крыму в середине 19-го века. По отцовской же линии Литвинов принадлежал к потомственным кубанским казакам. Когда малышу исполнился год, семья переехала в Тифлис (ныне город носит название Тбилиси), отца перевели на работу. Владимир Митрофанович был выходцем из образованной части казачество и в начале 20-го века был направлен заведовать гимназиями в Грузии. Прошло меньше года, когда отец Николая Владимировича был убит в результате случайного стечения обстоятельств. Мать и сын возвращаются обратно в Сухуми.
Мальчишкой Н.В. знакомится, с приехавшим в город, актёром Малого театра Евгением Лепковским, эта встреча, как станет ясно позже, явилась одной из главных вех в жизни Литвинова. Под началом Лепковского начинает свою работу школа-студия, одним из учеников которой стал Николай Владимирович. спустя какое-то время, Литвинов встречается с братьями Адельгейм и перебирается в Москву. В столице будущий актёр учиться в классе при техникуме им. Луначарского, а в 1925-ом году поступает в государственный институт театрального искусства. Недоучившись, молодой человек уходит из института и начинает свой актёрский путь в театре Моссовета. В 23 года судьба забросила Литвинова в Смоленск, где он работает в местном драм. театре. В городе находилось несколько радиокомитетов, был там и отдел детского радиовещания. Как попал туда Николай Владимирович, точно не ясно, но именно со смоленского отдела радиовещание Литвинов начинает главное дело своей жизни. На тот момент актёру ещё нет и двадцати пяти, но уже тогда он понимает- радио будет с ним на всю жизнь. Начав работать в местном радиокомитете молодой Литвинов понимал магическую силу радио. Именно детско-юношеское вещание стало его судьбой. Из записок самого актёра можно проследить, что уже тогда в начинающем радио-актёре проявляется скрупулезность. В тот момент будущий Сказочник начинает работу над собой, прежде всего он учится находить пусть и не существенные, но очень важные детали для работы на радио. Вот как писал об этом сам Николай Владимирович: Очищенное от всего постороннего, звучащее слово- это наверное и есть главная особенность радио. В этом секрет его привлекательности. Мысль автора, выраженная точно найденной интонацией актёра. Я не очень согласен с теми, кто считает, что интонация придёт сама, если у актёра правильно выстроена внутренняя жизнь образа. Внутренняя жизнь конечно должна быть правильной, но интонация может и не прийти. Её ни грех поискать, отобрать. Она должна быть яркой, не затрёпанной и правдивой. Надо любить интонацию, на радио она особенно дорога.." Эти слова станут лейтмотивом для актёра. Вместе с Литвиновым в Смоленске оказывается Ростислав Янович Плятт. Их связывает крепкая дружба, которая продлиться на протяжении многих и многих лет. С Пляттом позже они вернуться в Москву, вместе будут работать на радио. Став главным режиссёром, среди прочих актёров, Литвинов станет привлекать Плятта к своим постановкам. В итоге дружба их окончится весьма трагически, однако плодотворность её велика, если оценивать в масштабах культуры радиотеатра. Но всё это будет позже. А пока и Литвинов и Плятт работают в смоленском театре, Николай Владимирович совершенствует свои навыки, прежде всего навыки голоса, на радио. В 1932-ом году Литвинов перебирается обратно в Москву. Его заметил, пригласив в радиопостановку "Школа" по повести А.П. Гайдара Осип Наумович Абдулов. Абдулов работал на радио с 1924-го года, сперва начинал свой путь, как актёр, позже стал режиссёром и создал отдел детского радиовещания в Москве, куда и позвал Николая Владимировича. тридцатые годы, как стало понятно позже, явились становлением радиовещания для детей. Ростислав Плятт в своей автобиографической книге "Без эпилога" так отзывался об этом периоде своей жизни: "Многие из моих «товарищей по микрофону» тех лет и ныне работают в разных московских театрах или стали виднейшими радиорежиссёрами и актёрами, многих я потерял из виду, но тогда мы были очень спаянны и дружны". В кампании Сперантовой, Кубацкого и других видных деятелей радиотеатра того времени работает и Литвинов. После того, как по радио прошёл спектакль "Школа", Николая Владимировича заметили не только критики, но и слушатели. В тридцатые годы Литвинов играет в театре ленсовета, но всё больше и больше времени уделяется в его жизни радио. В основном он записывает передачи, сказки для детской аудитории. На протяжение всей оставшейся жизни радио-волшебник так и будет творить для своих маленьких слушателей.
Одной из главных работ того времени стала первая режиссёрская постановка Николая Владимировича "Голубая чашка". В 1950-ом году она будет записана на плёнку, а до этого времени многократно исполненная в эфире она совершенствовалась, с каждым прочтением приобретая всё новые и новые краски. Позже, в передаче "Радио- моя жизнь" Литвинов так будет отзываться об этой своей работе: "Слово Гайдара на радио звучит особенно ярко, оно как бы обретает добавочную силу выразительности. В спектакле "Голубая чашка" я почему-то решил, что сам буду играть на гитаре. Это было очень давно, я был молод, считал, что замечательно играю на гитаре. Прошло несколько лет, я стал думать, что очень прилично играю на гитаре. Спустя ещё какое-то время, стало понятно, что не очень прилично играю на гитаре. А позже стало ясно, что играю я плохо, и теперь я бы ни за что на свете не решился бы на это". "Голубая чашка"- новый приём в радиотеатре. Это не полноценный спектакль, где задействовано несколько актёров, в данном случаи это рассказ, который ведут всего пара человек, сам Литвинов и Зинаида Бокарёва. Но это и не аудиокнига в её сегодняшнем понимании. В этой постановке Литвинов смог создать, в первую очередь, атмосферу присутствия главных героев рядом с тобой. Это удалось сделать, прежде всего, с помощью диалога между главным героем и его маленькой дочкой. Они разговаривают друг с другом, иногда перебивая собеседника, эмоционально дополняя его. А так же в спектакле существует не новый, но очень важный приём художественного исполнения- рассказ в рассказе. Светлана просит рассказать папу, как он встретил её маму- Марусю. Одна история плавно перетекает в другую, при этом в процессе всей постановки мы слышим песни, спетые и сыгранные самими героями произведения. Здесь и народная песня- "Ой вставала я ранёшенько" и военная песня того времени "Конармейская". Здесь даже присутствует мелодия, сочинённая на репетиции самим Литвиновым. Гайдар сопровождал сказочника и в дальнейших его работах. Литвиновым был поставлен спектакль "Школа", по одноимённой повести Аркадия Петровича, главную роль в котором исполнили сразу 2 актёра. Взрослого Бориса Голикова играет Олег Ефремов, он как бы вспоминает себя юного красноармейца, рассказывает нам о том, что с ним происходило в годы Гражданской войны, юного Голикова сыграла Валентина Сперантова. За долго до выхода популярного советского телефильма увидела свет радиопостановка "Бумбараш". В 60-ые годы на пластинках был издан рассказ "Чук и Гек" в исполнении Николая Владимировича. А в тридцатые годы на радио звучал спектакль "Судьба барабанщика", где в главной роли опять же выступила Валентина Сперантова. У Сперантовой был талант играть юных ребят, этим она и запомнилась многим слушателям радио тех лет. Судьба барабанщика так же примечательна тем, что в ней Литвинов использует песни военных лет, которые так любил петь главному герою его отец. В спектакле есть очень примечательное высказывание: "Наступило солнечное утро, то самое утро, с которого жизнь моя круто повернула в сторону и увела бы, вероятно, кто знает куда, если бы отец не показывал мне жёлтые поляны в одуванчиках, да не пел мне хорошие солдатские песни, те, что и до сих пор жгут мне сердце". Сам Николай Владимирович был очень музыкальным человеком. Через всю свою жизнь пронёс он любовь к музыке, воплощалась она и в его работе. Во многих спектаклях, где литвинов выступал в качестве актёра, он пел, многие песни в его исполнении позже стали жить своей жизнью, отдельно от произведений, в которых они звучали. Но, наверно самый плодотворный певческий период Николая Владимировича пришёлся на период передачи "Радионяня". Шутка ли, к каждому весёлому уроку была своя песенка, помогающая юным слушателям закрепить то или иное правило. Позже даже выходили миньоны "Поёт Радионяня" а в двухтысячные годы издательство "Два жирафа" выпустило сборник лучших песен, звучащих в передаче. Когда началась война, Литвинов остался в Москве, играл в театре Драмы, вместе с другими актёрами, входившими в труппу театра. Работа на радио так же не прекратилась. В интервью Литвинова спросили, читал ли он в то время сказки. Радио-волшебник ответил: "Всё читал. И фронтовые сводки, и «Актуальные вопросы», и военные очерки. Утром - сказку, а вечером, скажем, передачу «Кровавая Собака Гитлер». Но сказка всегда завораживает, в любое, самое трудное время. Фантазия слушателей - могучий союзник". 27-го ноября 1949-го года свет увидел радио-спектакль по сказке Алексея Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино".
Это было уникальное явление в истории радиотеатра. Прежде всего из-за того, что спектакль был сыгран одним актёром, Николаем Владимировичем Литвиновым. Но это был полноценный спектакль, со множеством голосов, с большим количеством песен, с очень уютной, сказочной атмосферой. Уникальность спектакля была в том, что при его создании был найден приём, с помощью которого обычный голос делался выше. Литвинов так вспоминал об этом эпизоде: "Вы помните, как начинается сказка? Столяр Джузеппе собирался сделать ножку для стола из самого обыкновенного, как он считал, полена. Но вдруг полена под топориком запищало. Так старик Джузеппе обнаружил, что полено говорящее. Совершенно случайно нашли голос для деревянного человечка и мы. Однажды кто-то прокручивал плёнку на магнитофоне с более быстрой скоростью, и мы услышали вот такое чириканье. Нам показалось, что это чириканье очень похоже на голосок деревянной куклы, если бы она действительно заговорила. Это был немного деревянный и пронзительный голосок. Драматические актёры очень любят петь, даже когда не вполне уверены, что это доставит кому-нибудь удовольствие, я конечно не имею в виду счастливцев, которые действительно хорошо поют. Я принадлежу к могучей кучке первых, неуверенных, но всё равно поющих. Мне очень хотелось спеть какой-нибудь дуэт. В этом спектакле, я озвучил не только Буратино, но и все остальные роли. И спел за всех героев. Так родился "Дуэт кукол". Спев его, мне показалось, что теперь я всё могу. А почему бы мне не спеть на четыре голоса? Так в постановке появился "Квартет зазывал". Но всё-таки самой любимой в спектакле является для меня роль Буратино. Уже после того, как он был готов, я ходил немножко деревянной походкой, размахивал руками, мне даже казалось, что у меня удлинился нос. С тех пор прошло много лет, но и сейчас, когда на радио приходят письма, адресованные Буратино, их передают мне. Я этим даже горжусь. У меня уже растут внуки, а мой Буратино всё такой же мальчишка." Буратино являлся первым радиоспектаклем одного актёра. После того, как была записана эта сказка, Литвинов стал по-настоящему знаменит. Буратино стал одной из визитных карточек сказочника. В последующие годы Николай Владимирович Активно трудится на радио, под его чутким руководством создаётся множество спектаклей, он участвует в таких передачах, как "Клуб знаменитых капитанов", "Сказка за сказкой" и др. Каждую свою передачу Литвинов начинает приветствием, которое запомнилось миллионом радиослушателей огромной страны: "Здравствуй, мой маленький друг".
Прежде всего стоит отметить высокий профессионализм радио-волшебника, для каждой своей работы он очень точно подбирает интонации, прорабатывает малейшие детали, работая в отделе детского радиовещания, Литвинов с безграничной любовью и теплом относится к своей аудитории. Дети всегда чувствуют фальшь, наигранность. Николай Владимирович был честен с теми, для кого работал. Сказочник являлся актёром-невидимкой, для творческой личности это достаточно непросто. Литвинов сам говорил об этом так: "На радио актёр- невидимка. Он невидим и поэтому очень ограничен в своих выразительных средствах. Невидно лица, глаз, нет пластики, но, как это ни странно, именно в этих лишениях и заложена своеобразная прелесть радио, сила выразительности. Когда человек лишён зрения, у него обостряются другие чувства, особенно слух. Он слышит то, что недоступно зрячему, по звуку шагов может определить не только, кто вошёл в комнату, но и в каком настроении вошедший. Он, как бы видит ухом. Нечто подобное происходит в работе актёра на радио. Я должен и слушателя заставить видеть ушами". И у него это получалось. В СССР радио являлось довольно важным информационным источником, но не только сообщало последние известия, радио выполняло и воспитательную функцию. Для детского вещания отводилось около двухсот пяти часов в месяц, а это не мало. Конечно, можно всё списать на то, что в те далёкие времена не было так развито телевидение, но даже в телевизоре, после полудня один час отводился литературе. Актёры читали книги. Сейчас подобное можно представить лишь на канале Культура. Стремительно развивающееся телевидение не смогло вытеснить на задний план творчество Радио-волшебника. На тогдашнем tv было немало хороших детских передач: "В гостях у сказки", "Будильник", "Абвгдейка" и многие другие. Но лично мне в них не хватало той самой магии, которую умел создать Литвинов и его коллеги. Литвинов, прежде всего, пытался научить слушателей любить искусство, ценить слово, его смысл, произношение. В 1980-ом году свет увидел спектакль поставленный по книге Александра Дюма "Граф Монтекристо". Литвинов являлся режиссёром этой радиопостановки. В ней задействовано множество замечательных актёров того времени: Ростислав Плятт, Евгений Весник, Рогволд Суховерко. Но не только этим уникальна эта запись. Прежде всего в ней использован один, доселе невиданный художественный приём. В спектакле фигурирует сам автор своего произведения. Александра Дюма сыграл Ростислав Янович Плятт. Дюма пишет этот роман, пытается найти образ того или иного героя, услышать его голос, понять, как он мог выглядеть, разглядеть его характер. В процессе написания ведётся диалог с персонажами романа, Дюма пытается не просто понять, почему они совершают те или иные поступки, прежде всего он просит каждого из них самим ответить на этот вопрос, рассуждать над сделанным. Слушая это произведение сам невольно начинаешь думать, как бы ты поступил, окажись на месте одного из них. Главный герой (узник замка Иф Эдмон Дантес) пробыв в заточении десять лет, решает отомстить тем, кого считает виновными в этом. Дюма неоднократно спрашивает его, готов ли он к такому шагу, после того, как Монтекристо решается на это, писатель меняет линию произведения. В конце спектакля Эдмонду всё сложнее и сложнее удаётся задуманное, не с физической, с моральной точки зрения. Дюма убеждает его, что дело нужно довести до конца, зло должно быть наказано. Литвинов не просто применил в постановке этот приём. В Дюма можно узнать самого режиссёра. Он, так же как и писатель, работая над своими творениями пытается понять характер того, или иного героя. Ведёт с каждым из них диалог, даже выслушивает мнение каждого подопечного. Ведь ему предстоит дать им всем жизнь, как творец он прислушивается к чадам своим. В итоге получаются полноценные радио-спектакли. Ведь спектакль на радио, это не просто прочтение художественного текста, под рукой мастера они превращаются в абсолютно самостоятельные произведения. Когда нет картинки на экране, довольно сложно передать образ, а у Литвинова всегда получалось.
Он умел находить ту самую звуковую палитру, которая при прослушивании полностью погружала человека в мир произведения. И прежде всего это делалось, благодаря голосу. Николай Владимирович мог прочитать сказку, не используя при её записи ни одного музыкального инструмента, постороннего шума ( взять к примеру рассказ Лиона Измайлова "Лягушонок Ливерпуль", но, даже тогда слушатель полностью погружался в мир той истории, которую сказочник рассказывал. Первого января 1970-го года в эфире всесоюзного радио впервые прозвучало: "Мы рады вас приветствовать, товарищи-ребята. Конечно, если дома вы, а не ушли куда-то. И просим вас немедленно оставить все дела, Радионяня сегодня к вам пришла." Так начинала своё вещание передача для детей, ставшая одной из культовых в советской эпохе- "Радионяня". В ней Николай Владимирович выступил в качестве ведущего. Именно тогда за ним закрепилось звание радиоволшебника. Соведущими Литвинова, его учениками, являлись актёры Александр Левенбук и Александр Лившиц. Позднее Лившиц уедет в США, на его место придёт Лев Шимелов, а позже Владимир Винокур.
В передаче разыгрывались различные комические ситуации, на основе которых слушатели понимали как себя надо вести в театре, в лесу. В программе так же изучались правила русского языка, математики, физики, биологии и многих других предметов. Делалось всё это в форме весёлых уроков, которые почти всегда оканчивались песенкой, чтобы проще было запомнить правило. Все ведущие передачи были под собственными именами, в отличии от других детских передач, помощники Николая Владимировича были как бы в амплуа детей, но при этом оставались сами собой, того же возраста, не пытались как-то изменять свой голос. Взрослым людям было нестрашно признаться, что они, возможно чего-то не знают, не умеют. Наоборот, можно было обыграть ситуацию так, чтобы и самим запомнить и тех, кто находился по ту сторону динамика научить. Для передачи писались сценарии Аркадием Хайтом, Эдуардом успенским, автором многих песенок был Михаил Танич. Одним из авторов являлся Давид Самойлов, до этого уже работавший с Литвиновым над спектаклем "Кот в сапогах", где сказочник сыграл главную роль, он написал музыку к трёх серийному циклу передач про слонёнка: "Слонёнок пошёл учиться, Слонёнок-турист, День рождения слонёнка. В разное время музыку писали Владимир Шаинский, Борис Савельев. Редактором Радионяни была Елена Лебедева. Позже она будет вспоминать: "Сейчас легко об этом рассказывать. Но тогда все было не так просто. Возник вопрос: для детей какого возраста наша передача? Об этом спрашивала Анна Александровна Меньшикова, главный редактор, а вместе с ней и все сотрудники редакции. На радио уже шли передачи для дошкольников и для школьников среднего возраста, и для старшеклассников. А мы как-то и не подумали о возрасте своих будущих слушателей. И тут Николай Владимирович Литвинов шутя произнес: от 8-ми до 80-ти.". Так оно и получилось.
Радионяню слушали и взрослые и дети. В редакцию передачи приходили сотни писем, ребята сами предлагали правила, которые хотели бы запомнить, взрослые благодарили за то, что вновь вернулись в детства. Аркадий Хайт даже сочинил такое четверостишие для тех, кто критиковал программу: "Повырастали и стали людьми… и тут же забыли, что были детьми". Популярность Радионяни была сумасшедшей даже для наших дней. Ходили слухи, что сам Леонид Ильич Брежнев заказывал пластинки с весёлыми уроками для своих внуков. Было доказано, что уроки «Радионяни» в пять раз эффективнее, чем обычные уроки грамматики в школе. Кстати, многие иностранцы изучали русский язык по пластинкам «Радионяни»: учили здесь на ошибках. Этот метод, казалось бы, иностранцам не подходит, но они почему-то получали первые места на олимпиадах по русскому языку в своих странах. Эта программа была одним из любимых творений Литвинова. Над ней он работал почти до самой своей смерти. Помимо неё радио-волшебник продолжал ставить спектакли, записывать различные передачи. Будучи довольно пожилым человеком он записал письмо к своим слушателям, в котором благодарил их за признание его таланта, за их добрые сердца. Думаю, что в этом письме благодарность адресована и нам, тем, кто не застал в живых Николая Владимировича Литвинова, но с теплом и трепетом относился и относится к тому, что он делал. Умер Николай Владимирович 27-го декабря 1987-го года. Последней его записью, сделанной за три дня до смерти была сказка Шарля Перро "Красная шапочка". Её записал Ученик Литвинова режиссёр Виктор Трухан. После ухода сказочника с нами навсегда осталось самое ценное, его голос. Вот уже прошло больше тридцати лет, а по сию пору многие вспоминают его приветствие: "Здравствуй, мой маленький друг", с удовольствием слушают сами и включают своим детям и внуком сказки, сделанные Литвиновым. Издательство "два жирафа", ныне "Вимбо" выпускало кассеты и диски с уроками от Радионяни. Литвинов работал для детей, но его любили и любят многие взрослые. Очень трудно сделать так, чтобы то, чем ты занимаешься осталось в памяти не только, как символ твоего детства, но вспоминая этот фрагмент своей жизни ты понимал- это сделано хорошо.
Почти через пять лет после смерти Литвинова перестало существовать Всесоюзное радио, ведь СССР больше не было, закрылась редакция для детского радиовещания и про детей забыли на многие годы. Но Николай Владимирович идёт со многими из нас по жизни, слушая его, понимаешь, сказка никуда не делась, просто нужно открыть для неё своё сердце и впустить. И вновь можно будет отправиться в плавание с пятнадцатилетним капитаном, с девочкой Элли попасть в изумрудный город, побывать в гостях у доктора Айболита, главное никогда не терять тепло, любовь, прислушиваться к себе, ведь там, глубоко-глубоко, всё ещё живёт маленький мальчик, или девочка, постоянно напоминающие тебе про все эти таинственные, загадочные, волшебные приключения. Только услышь их. Как говорил сам Николай Владимирович: "Если сказка в дверь стучится, ты скорей её впусти. Сказка- это та же птица. Чуть спугнёшь и не найти". А я от себя добавлю, не в стихах, но всё же. Нужно в любом возрасте слышать стук в дверь этой самой сказки, не быть равнодушными к ней и к детству. Тогда многое в жизни будет по-другому.