Сегодня мы с вами поговорим о краеугольном, подкожном и фундаментальном – о заработке сценаристов.
Сценаристы боятся и ненавидят говорить о деньгах, но все время о них думают. Ну, давайте же мы о них наконец поговорим.
Прежде всего нужно понимать, что сценарий сценарию рознь. Одно дело – сценарий рекламного ролика и совсем другое – сценарий полнометражного фильма. И критерии оценки этих сценариев совершенно разные.
Самые дешевые сценарии – это сценарии новогодних праздников, роликов для ютуба и короткометражных фильмов, которые снимают выпускники киношкол. Здесь примерно 99 процентов сценариев пишутся меньше чем за 50 тысяч рублей. А на самом деле обычно такой сценарий стоит 20-30 тысяч.
Кстати, примерно столько же стоит сценарий рекламного ролика, что для меня и вовсе загадка. Конечно, есть случаи, когда за рекламный сценарий могут заплатить и 200 тысяч и даже миллион рублей, но еще раз повторюсь, большинство сценариев пишутся за 20-30 тысяч рублей. И пишут их как правило люди, не обладающие сценарными навыками и знаниями – журналисты, блогеры или копирайтеры.
Примерно столько же составляет гонорар за сценарий анимационного фильма продолжительностью от 6 до 9 минут. Я написал два таких сценария. Каждый раз это было несколько месяцев работы, десятки встреч с режиссером и десятки драфтов. И гонорар 20-30 тысяч рублей. Как вы понимаете, заработать на этом деле много денег не получится.
Много и регулярно зарабатывать сценарным мастерством можно только на телевидении. Но здесь тоже очень большой разброс цен.
Я застал время, когда за серию платили 300 долларов. Сейчас, конечно, таких цен на рынке давно нет. Выросло и качество, выросли и цены.
Меньше всего денег получают сценаристы дневных шоу и сериалов для домохозяек. Здесь за получасовую серию можно получить от 30 до 70 тысяч рублей. В среднем же цена здесь около 50 тысяч рублей.
Вертикальный детективный сериал – это около 200 тысяч рублей плюс минус. Писать такие сериалы относительно просто, снимают их много и большая часть авторов работает именно в этом ценовом сегменте. Если человек пишет две серии в месяц – получается вполне приличный заработок.
Вечерний прайм на канале большой тройки – обычно это 300-350 тысяч за серию. Здесь очень редко работают новички, здесь чаще всего трудятся рабочие лошадки индустрии, которые работают много и стабильно. Пока я работал сценаристом, я тихо и мирно существовал как раз в этой категории.
И есть звезды, которые обсуждают свои проекты напрямую с руководством каналов. Таких звезд – 10-15 человек, они получают в среднем миллион-полтора рублей за серию. Имен с вашего позволения называть не буду, сценаристы очень болезненно к этому относятся. Они делают 8-12- серийные сериалы для прайма. И очень часто они делают один такой сериал в два-три года.
Это что называется, средняя температура по больнице. А теперь давайте поговорим о нюансах.
Если вы придумали новый проект и его запустили в производство, вы, скорее всего, получите гонорар за расширенную заявку – обычно эта сумма равна сумме гонорара за серию. Например, если вы получаете за серию 300 тысяч, вы и за заявку получите 300.
Роялти сценаристы в России не получают. Только гонорар. Но существует Российский Союз Правообладателей, который начисляет сценаристам какие-то проценты за показы. Это очень небольшие суммы, у меня больше двадцати снятых сериалов, которые постоянно крутят в повторах и я получаю от РСП 10-20 тысяч в год.
Существуют и другие формы оплаты работы сценариста. Например, если вы работаете на дневном сериале, вы можете попасть на конвейер, в котором есть главный автор, сюжетчики и диалогисты. Раньше так работала «Амедия», сейчас не знаю, как там обстоят дела. В этом случае сценаристу платится фиксированная зарплата.
Вообще, компании, в которых производится много контента, заинтересованы в том, чтобы удерживать авторов и как правило они платят авторам не гонорар, а зарплату. И работают такие авторы не дома, а в «Райтерс рум». Например, так работают авторы в Камеди клаб продакшн и Гуд Стори медиа. И, кстати, так работают авторы в Америке, так что я думаю, вся наша индустрия постепенно к этому придет. Суммы зарплат называть не буду – там тоже очень большой разброс. Это может быть и 100 тысяч в месяц и 300 тысяч и больше.
Я думаю, вы уже посчитали суммы, которые может заработать сценарист и сильно воодушевились. Позвольте добавить ложку дегтя.
Сценарная индустрия – это не банкомат. Это не работает так, что вы написали сценарий, засунули его в дырочку и из другой дырочки вылетела пачка денег. Вовсе нет. В самом начале моей карьеры у меня был целый год, за который я заработал всего 700 долларов сценарным мастерством. Тогда нам еще платили в долларах.
То, что вы можете написать две серии за месяц, не значит, что вы будете писать две серии за месяц. Очень высока вероятность, что, например, полгода вы будете сидеть вообще без работы, а потом вдруг будете писать три проекта одновременно и не сможете бросить не один, потому что будет непонятно, какие из этих проектов лопнут, а какие выстрелят.
Поэтому сценаристам нужно уметь не только зарабатывать, но и еще распределять деньги, чтобы не остаться на бобах в промежутках между проектами.
С полнометражными фильмами дела обстоят еще сложнее. Условно артхаусный фильм с небольшим бюджетом – до миллиона долларов. Сценарист получит от 200 до 500 тысяч рублей за сценарий. И при этом высока вероятность, что вы будете писать сценарий вместе с режиссером и вам придется поделиться с ним своим скудным гонораром. Поскольку режиссеры артхаусных фильмов – это не очень богатые люди и рады любой копейке.
Большой блокбастер – патриотический, исторический, военный, космический, или все это вместе – здесь гонорар сценариста может быть от 2 до 5 миллионов рублей. Вам кажется – о, круто, буду писать патриотические блокбастеры. Что там писать – берешь американский фильм на ту же тему, меняешь имена и готово дело. Всей работы на неделю.
Нет, братцы. Написание такого сценария – это адов труд. Это год или два работы, во время которой ты себе не принадлежишь. А самое скверное, что во время такой работы, как правило, у тебя над душой стоит человек пять продюсеров, у каждого из которых есть свое мнение по поводу истории и тебе нужно все эти противоречивые мнения учитывать. И еще в итоге, когда фильм выйдет, вы будете отдуваться перед хейтерами за все эти идеи, которые вам дали продюсеры и заставили вас воплотить.
То есть, вы видите, что сценарным мастерством вполне можно заработать очень приличные деньги. От 200 до 500 тысяч рублей в месяц.
Более того, для пишущих людей это единственный вид творческой деятельности, который приносит достойные деньги. Чуть позже я напишу о том, сколько зарабатывают писатели и драматурги.
Но это очень нерегулярный и нестабильный бизнес. То есть у вас всегда будет – то густо, то пусто.
Им можно заниматься, если у вас есть надежный тыл – если кто-то из членов вашей семьи имеет надежный заработок.
Пишите сценарии и зарабатывайте.
На курсе «Сценарий полнометражного фильма» осталось 17 мест.