Елена ЛУНОВСКАЯ
Сколько замечательных и интересных выставок посетила за последние три года! Где бы ни была — на концертах, в театре, в кино, а именно выставки всегда вызывают особый трепет. Вот ты входишь в залы музея, всматриваешься в картины (точно ожидаешь найти одним лишь взглядом самое сердце творца и узнать его), и в одно мгновение создается особенное настроение — легкая задумчивость, погружение в иную реальность. умиротворение.
23 марта в БГХМ им.М.В. Нестерова открылась выставка работ Наиля Латфуллина (9 января 1952 г. — 19 ноября 1992 г.). Выставка посвящена 65-летию художника, экспонируются произведения, созданные в период 1980 — 1992 гг.
Имя Наиля Саидовича, всегда на слуху, но прежде мне не представлялось возможности познакомиться с его творчеством.
И вот живописец, график, организатор творческой группы «Чингисхан» (ныне творческое объединение, председатель — Василь Ханнанов) наконец «открылся моему взору».
Здесь хочется сделать маленькое отступление.
Пока я шла от картины к картине, всей душой замерев от восхищения, вспомнился мне один эпизод из студенческого прошлого: был зимний пасмурный день, и мы — я и одногруппница К. — ушли с занятий: ей тогда нездоровилось, и она попросила проводить ее до дома. И неведомо как заговорили об искусстве. О современном. Сейчас смешно вспоминать, потому как обе мы в то время были далеки от культурных мероприятий, а в музеях бывали в обычном студенческом режиме — «если надо, то пойдем».
И вот К. с жаром говорила мне о том, что современного искусства не существует, а то, что таковым называют — по ее мнению, нельзя называть искусством. Я не удержалась и не менее горячо с ней заспорила... Не ограничившись довольно абстрактной дискуссией, отправились «серфить» по просторам Интернета, чтобы посмотреть произведения. В тот раз действительно ничего хорошего не нашли (если бы тогда знать, где и как искать!), и мне пришлось сдаться.
Сейчас мы по-прежнему изредка общаемся, и я присылаю ей фотографии картин современных уфимских художников (сама девушка живет не в Уфе), на чьи выставки с удовольствием хожу.
Но вернусь, пожалуй, к Латфуллину.
Больше всего мне понравились картины «Город» и «Вечерний город». Сюрреалистичные, они приковывают внимание, множество деталей не отпускает, и хочется придумывать свои смыслы. «Город» мне как будто намекает на компиляцию сказочных или приключенческих сюжетов, а «Вечерний город» точно продолжает эту линию — кошачьи глаза-полумесяцы так и останавливают на себе взгляд.
Очень метафорична картина «Икар»: силуэт ангела пролетает над домами, а на общем плане мы видим цирковые или вполне обыденные образы, что спускают смотрящего с небес на землю, заставляя задуматься о парадоксальном соседстве возвышенного с чем-то комическим, карикатурным.
Кстати, нельзя не заметить скульптуру «Икар» Н.А. Калинушкина, посвященную Н. Латфуллину. Икар изображен в падении.
Есть картины довольно сложные для восприятия, но мимо них не пройдешь равнодушно: это «Ощущение покоя» и «Пространство времени».
Необычные эмоции вызывают «Четыре сестры» (особенно слегка смазанные лица). Очаровательны «Мать и дочь», «Поющая девушка», «Девушка у окна» и «Гульнара».
Посмотрев выставку Наиля Латфуллина, словно вновь уловила это удивительно-благоговейное ощущение — современное искусство есть, и оно прекрасно!