Найти в Дзене

Алексей Пехов. «Созерцатель» и «Тень ингениума»

— Дьявольская дрянь.
— Все верно, мистер Шелби. Люди все время находятся в контакте с тем дьяволом, что мы создали, сэр. И за двадцать пять последних лет умерло и обратилось достаточное количество. Просто об этом не знают. Или не говорят. Или не пишут. Вы покупаете у Риерты моторию, а то, что творится в старых кварталах, никого не интересует. Моя страна получает баснословные деньги, но и рассчитывается за этот доход ничуть не менее серьезными последствиями. Многие из моих друзей и коллег, поняв, на какую дорогу они ступили, пускали себе пулю в лоб или совали голову в петлю.
— Не поручусь, что я поступил бы как-то иначе. Никто не хочет превращаться в чудовище. Мы заплатили цену за развитие цивилизации. Благодаря мотории есть свет в наших домах, на ней двигаются поезда, трамваи, дирижабли, корабли, бронеколяски и танки. Она во много раз эффективнее угля, который используют и сейчас. Но ее производство опасно. И я не знаю, что будет с вашим городом еще лет через пятьдесят. Не превратится ли он в страну ужасов, где по улицам, вдоль каналов, рыскают мрачные тени?

Аннотация отнесла эту дилогию то ли к стилю, то ли к жанру «дизель-панк». Понятия не имею что это, но после неудачи с «Летосом» эти две книги стали, можно сказать, целительным бальзамом.

Мир «Созерцателя» похож на наш. Государства Республика, Конфедерация, Королевство, Империя легко соотнести с реальностью. Но все же – это другой мир. Не менее жестокий, местами подлый, не склонный к сантиментам и милосердию. Здесь так же, как и в нашем мире, воюют за ценные ресурсы и технологии. И разработки этих ресурсов, и технический прогресс сопряжен с… некоторым количеством жертв.

Мотория – ценнейший ресурс. Который убивает людей и превращает их в чудовищ. Ингениум – «побочный эффект» мотории, проявляющийся в некоторых людях и дарующий им удивительные умения, при этом с каждым использованием приближает владельца к безумию. И Итан Шелби, главный герой этого цикла, шаг за шагом приближается к этой пропасти.

Эту дилогию я снова читала вслух. Но на этот раз – взахлеб, до потери интонаций и ощутимой боли в горле. Потому что хотела знать, что же будет дальше, а читать молча и в одиночку это нечестно. Живые и интересные персонажи. Объемный, реалистичный мир, пропитанный сыростью и безысходностью.

Предсказуемый, я бы даже сказала закономерный финал истории, нисколько не уменьшил моего желания пройти путь с героями книги до конца. А я видела, чем закончится вторая книга. Те выборы, которые делали персонажи, и те, от которых они отказывались, отзывались горечью. Но они были… правильными. Не по сюжету. По характеру персонажей. Правильными, не взирая на то, что, прими они иные решения – финал был бы иным.

Итан Шелби и Мюреол, девушка, с которой он познакомился во время своего расследования, не могли иначе. Для меня, они, да и некоторые другие персонажи книги, без сомнения принадлежат к тому «потерянному поколению», о котором писал Ремарк. И нет. Я не сравниваю Пехова с Ремарком. Просто бывает так, что уравнение, где константами являются время, место, обстоятельства и чьи-то амбициозные планы не имеет решения. Это выражено во многих книгах, повествующих о людях, переживших Первую Мировую. Это явно проступает в «Созерцателе».  И да, в этом мире была своя Мировая, оставившая свой страшный след в сути Итана Шелби. А также, как мне кажется, предопределившая финал второй книги.

И вместе с тем, у меня нет ощущения что эта история закончилась. Осталась там пара «хвостов» и незавершенностей. Хотя, может, это просто мое воображение откликнулось на нежелание расставаться с полюбившимися персонажами так скоро. Но вне зависимости от того, будет продолжение у этой истории или нет, для меня этот цикл автоматически попал на одну полку с наиболее любимыми книгами Алексея Пехова.

октябрь 2018