Новая французская жесть (New French extremity) или трансгрессивная волна – не жанр, не движение и не направление, а характеристика периода в истории французского кино, охватывающего период приблизительно с 2000 по 2003 год. Целая когорта крупных французских арт-хаусных режиссёров выдала на гора фильмы, расширившие границы допустимого в арт-кино. Натуралистично снятые изнасилования и убийства, нетрадиционные формы соития, погружение в самые тёмные области бессознательного – на короткое время стали определять облик французского кино. В этом отметились не только молодые кинематографисты Гаспар Ноэ («Необратимость»), Филипп Гранрийе («Новая жизнь»), Ален Гироди («Рассвет для мерзавцев»), Брюно Дюмон («Двадцать девять пальм»), Бертран Бонелло («Тирезия»), но и настоящие мастодонты и завсегдатаи набережной Круазет Клер Дени («Что ни день, то неприятности»), Жан Клод-Бриссо («Тайные страсти»), Патрис Шеро («Интим») и Леос Каракс («Пола Х»). Длилась эта вакханалия совсем недолго, но произвела на прогрессивную фестивальную публику сильное впечатление и расширила границы допустимого в авторском кино, а также оказала заметное влияние на молодых галльских хоррормейкеров: Паскаля Ложье («Мученицы»), Ксавье Джанса («Граница») и Александра Ажа («Кровавая жатва)», использовавших трансгрессивную эстетику для решения сугубо жанровых задач.
5 трансгрессивных фильмов, оставивших след в истории
Интим (Intimacy) 2000, режиссёр – Патрис Шеро
107 минут меланхоличного секса от ветерана французского кино Патриса Шеро, приглянулись жюри Берлинского Кинофестиваля, да так, что не смогли покинуть смотр, не получив главную награду – «Золотого медведя». Один из первых фильмов трансгрессивной волны и самый скучный из них.
Порнограф (Le pornographe) 2001, режиссёр – Бертран Бонелло
Фильм про порнорежиссёра, прославившегося в «Золотой Век Порнографии» и спустя почти 20 лет решившего вернуться в профессию. Но правила игры изменились – в жанре больше не востребована режиссура, актёрская игра и грамотно поставленное освещение. На материале порнографии Бонелло иронизирует над коммерческим кино вообще, которое на рубеже веков стало всё больше упрощаться и примитизироваться. «Порнограф» – фильм медленный и грустный, с трансгрессивным кино его сближает наличие сцен непостановочного секса.
Новая жизнь (La vie nouvelle) 2002, режиссёр – Филипп Гранрийе
Лучший из четырёх фильмов Гранрийе, которые он успел поставить к 2018-му году. Тот случай, когда все звёзды сошлись, как надо: правильное время, правильное место, понятная зрителю история и подходящий для её рассказа режиссёрский стиль. Буквально каждый кадр «Новой жизни» излучает болезненную и порочную, но по-настоящему пассионарную трансгрессивную энергию.
Необратимость (Irréversible) 2002, режиссёр – Гаспар Ноэ
Фильм-шок, благодаря которому о новой французской жести знают даже те, кто за кинопроцессом особо не следует. Главный аттракцион (если так можно выразиться) этого визуально насыщенного, но поверхностного арт-блокбастера – семиминутная сцен изнасилования Моники Белуччи с последующим превращением её лица в отбивную. Снято так, что забыть трудно, но по сути даже в контексте фильма неоправданно жестко.
Невинность (Innocence) 2004, режиссёр – Люсиль Адзиалилович
Пожалуй, самый необычный французский фильм начала нулевых, написанный и снятый супругой Гаспара Ноэ. В абстрактной французской глубинке существует школа-интернат для девочек, где происходят странные и загадочные события… вернее не происходит почти ничего, но всё странно, загадочно и потому пугающее. Саспенс постоянно нагнетается, всё время ждёшь, что кого-то изнасилуют или убьют, но нет на экране никакой жести нет. Ближайший аналог – «Пикник у висячей скалы» Питера Уира, где тоже по сути ничего не происходит, но страшно, аж жуть. В 2015 Адзиалилович снимает духовный сиквел – «Эволюцию», где почти тоже самое, но про мальчиков.
5 жёстких французских режиссёров
Гаспар Ноэ – самый яркий представитель нового трансгрессивного кино. Стартовал в девяностых с фильмами «Падаль» и «Один против всех». Настоящего успеха добился в 2002 с «Необратимостью», закрепил успех «Входом в пустоту» и «Любовью». Настоящий Майкл Бэй французского арт-хауса – избыточный, безвкусный, но по-настоящему уникальный постановщик.
Филип Гранрийе – независимый и непримиримый. Брат-близнец Гаспара Ноэ, вот уже двадцать лет идущий по трансгрессивной дороге и не желающий с неё никуда сворачивать. В 2015-м снял «Наперекор Ночи», запоздавший на пятнадцать лет скромный шедевр новой французской жести.
Бертран Бонелло – в начале двадцать первого века снял «Порнографа» и «Тирезию», что позволило критикам причислить Бонелло к прогрессивным трансгрессистам. Потом перешёл к более спокойному и конвенциональному арт-хаусу.
Брюно Дюмон – режиссёр, несколько раз кардинальным образом менявший свой стиль, чем напоминает одного из своих кумиров – Пазолини. В рамках новой французские жести значение имеют «Двадцать девять пальм» и «Фландрия». Снимает любопытное кино, которое серьёзно страдает от схематичности и условности.
Ален Гироди – если вы хотите понять, что было бы, если Дэвид Линч был французским геем, внимательно присмотритесь к фильмам Алена Гироди. Для первого знакомства с режиссёром отлично подойдут «Рассвет для мерзавцев» и «Нет покоя для храбреца», снятые на гребне трансгрессивной французской волны. В последующем творчестве наметился слишком сильный крен в сторону гомоэротики, так что рекомендовать не буду.