Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Что посмотреть об искусстве? Докудрама о Щукине, Морозове и Цветаеве

Кадр из первой серии фильма, Пётр Налич в роли Пабло Пикассо
Кадр из первой серии фильма, Пётр Налич в роли Пабло Пикассо

Когда я готовила лекции про русских меценатов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, "Глаз Божий" стал для меня настоящей находкой, праздником души и именинами сердца.

Начну с того, что, благодаря этому фильму, нашли и облагородили могилу Морозова в Карловых Варах. Вот она:

-2

"Глаз Божий" — название поэтичное и, на мой взгляд, не вполне удачное. Идея понятна: как два московских купца собрали выдающуюся коллекцию современного искусства? как они понимали, что это шедевр, а это нет? Конечно, у них был особый дар, глаз Божий. Идея понятна после предисловия Леонида Парфёнова, автора проекта. А когда скроллишь на ютубе выдачу по запросу "Сергей Щукин", это ни разу не очевидно.

Кадр из второй серии фильма. Илья Эренбург (Игорь Кваша) открывает выставку Пикассо в Пушкинском музее
Кадр из второй серии фильма. Илья Эренбург (Игорь Кваша) открывает выставку Пикассо в Пушкинском музее

Есть такой жанр — докудрама. То есть, вроде бы, документальный фильм, а вроде, игровой. Для игровых сцен за основу берут документы, свидетельствующие, как оно было на самом деле. Похоже на чтение хорошей литературы, когда читаешь, а в голове крутится "кино", и буквы оживают. Просто здесь всё это сделали за нас. И сделали, надо сказать, блистательно. В фильме идеально выстроен баланс между документальными кинохрониками, современными съёмками и игровыми сценами.

Кадр из первой серии. Валентин Серов (Андрей Галактионов) пишет портрет Ивана Морозова (Сергей Васильев) на фоне натюрморта кисти Анри Матисса
Кадр из первой серии. Валентин Серов (Андрей Галактионов) пишет портрет Ивана Морозова (Сергей Васильев) на фоне натюрморта кисти Анри Матисса

В наших широтах докудрамы не делают, и Парфёнов решил это исправить. Повод достойный: 100-летие ГМИИ им. Пушкина (музей основан в 1912 году). Этим объясняется то, что главных героев в фильме не два, а четыре: Сергей Щукин (Владимир Зайцев), Иван Морозов (Сергей Васильев), Иван Цветаев (Олег Табаков) — создатель Пушкинского музея — и сам Пушкинский музей. Так что, потратив три часа на кино, вы получите представление не только о том, как Щукин и Морозов собирали свои коллекции, но и о том, что с этими коллекциями случилось в советские годы, как Цветаев замыслил и построил главный в стране музей зарубежного искусства, и какая судьба ждала этот музей в послереволюционной России.

Кадр из первой серии. Сергей Щукин (Владимир Зайцев) на фоне коллекции работ Анри Матисса
Кадр из первой серии. Сергей Щукин (Владимир Зайцев) на фоне коллекции работ Анри Матисса

Итак, первая серия. История формирования сразу трёх коллекций: Щукинской, Морозовской и Цветаевской коллекции слепков. Начиная с того, как Цветаев собирал деньги на строительство музея, заканчивая торжественным открытием оного. Начиная с того, как Щукин и Морозов озолотили Матисса, заканчивая войной и полным прекращением их меценатской деятельности. (Тут надо сказать, что Морозов ещё и русскую живопись собирал, чем и продолжил заниматься вплоть до 1918 года, но фильм не об этом.)

Вторая серия. Послереволюционная история ГМИИ, рассказанная Ириной Антоновой — она была директором музея с 1961 по 2013 год, а в 2013 перешла в его почётные президенты. Здесь и торжество соцреализма, и подарки Сталину вместо Дискоболов и Гогенов, и спасение Щукинской и Морозовской коллекций от уничтожения стараниями директоров ГМИИ и Эрмитажа, и их воцарение в постоянной экспозиции, благодаря подрывной деятельности Пабло Пикассо (Владимир Познер) и Ильи Эренбурга (Игорь Кваша). Здесь Пикассо — эдакий аполитичный гений, который надевает маску коммуниста, чтобы помочь авангардным художникам по ту сторону железного занавеса. Так ли это, для меня вопрос открытый. Когда-нибудь изобретут машину времени, и я смогу спросить об этом у самого Пикассо.

Посмотрели фильм? Поделитесь впечатлениями в комментариях!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь!

А если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или слушайте мои лекции в любой точке на земном шаре!

Прямо сейчас вам будет интересно почитать о художниках, чьи работы покупали Щукин и Морозов: Ван Гоге, Пикассо, его Голубом периоде и его детях, о детях Гогена, о Матиссе и его отношениях с Щукиным.