Когда я готовила лекции про русских меценатов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, "Глаз Божий" стал для меня настоящей находкой, праздником души и именинами сердца.
Начну с того, что, благодаря этому фильму, нашли и облагородили могилу Морозова в Карловых Варах. Вот она:
"Глаз Божий" — название поэтичное и, на мой взгляд, не вполне удачное. Идея понятна: как два московских купца собрали выдающуюся коллекцию современного искусства? как они понимали, что это шедевр, а это нет? Конечно, у них был особый дар, глаз Божий. Идея понятна после предисловия Леонида Парфёнова, автора проекта. А когда скроллишь на ютубе выдачу по запросу "Сергей Щукин", это ни разу не очевидно.
Есть такой жанр — докудрама. То есть, вроде бы, документальный фильм, а вроде, игровой. Для игровых сцен за основу берут документы, свидетельствующие, как оно было на самом деле. Похоже на чтение хорошей литературы, когда читаешь, а в голове крутится "кино", и буквы оживают. Просто здесь всё это сделали за нас. И сделали, надо сказать, блистательно. В фильме идеально выстроен баланс между документальными кинохрониками, современными съёмками и игровыми сценами.
В наших широтах докудрамы не делают, и Парфёнов решил это исправить. Повод достойный: 100-летие ГМИИ им. Пушкина (музей основан в 1912 году). Этим объясняется то, что главных героев в фильме не два, а четыре: Сергей Щукин (Владимир Зайцев), Иван Морозов (Сергей Васильев), Иван Цветаев (Олег Табаков) — создатель Пушкинского музея — и сам Пушкинский музей. Так что, потратив три часа на кино, вы получите представление не только о том, как Щукин и Морозов собирали свои коллекции, но и о том, что с этими коллекциями случилось в советские годы, как Цветаев замыслил и построил главный в стране музей зарубежного искусства, и какая судьба ждала этот музей в послереволюционной России.
Итак, первая серия. История формирования сразу трёх коллекций: Щукинской, Морозовской и Цветаевской коллекции слепков. Начиная с того, как Цветаев собирал деньги на строительство музея, заканчивая торжественным открытием оного. Начиная с того, как Щукин и Морозов озолотили Матисса, заканчивая войной и полным прекращением их меценатской деятельности. (Тут надо сказать, что Морозов ещё и русскую живопись собирал, чем и продолжил заниматься вплоть до 1918 года, но фильм не об этом.)
Вторая серия. Послереволюционная история ГМИИ, рассказанная Ириной Антоновой — она была директором музея с 1961 по 2013 год, а в 2013 перешла в его почётные президенты. Здесь и торжество соцреализма, и подарки Сталину вместо Дискоболов и Гогенов, и спасение Щукинской и Морозовской коллекций от уничтожения стараниями директоров ГМИИ и Эрмитажа, и их воцарение в постоянной экспозиции, благодаря подрывной деятельности Пабло Пикассо (Владимир Познер) и Ильи Эренбурга (Игорь Кваша). Здесь Пикассо — эдакий аполитичный гений, который надевает маску коммуниста, чтобы помочь авангардным художникам по ту сторону железного занавеса. Так ли это, для меня вопрос открытый. Когда-нибудь изобретут машину времени, и я смогу спросить об этом у самого Пикассо.
Посмотрели фильм? Поделитесь впечатлениями в комментариях!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь!
А если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или слушайте мои лекции в любой точке на земном шаре!
Прямо сейчас вам будет интересно почитать о художниках, чьи работы покупали Щукин и Морозов: Ван Гоге, Пикассо, его Голубом периоде и его детях, о детях Гогена, о Матиссе и его отношениях с Щукиным.