Найти в Дзене

Для кого рай, если все люди грешны? Ответ Аврелия Августина

Аврелий Августин (Блаженный) был богослов и философ. Как верующий, он принимал постулаты христианства, как философ - постоянно мучился вопросами, на которые нет ответа.

Одним из таких вопросов был такой: для кого рай, если все люди грешны? Иными словами - можно ли знать заранее, куда попадет душа после смерти? Зависит ли это от земной жизни? Есть ли у человека свобода выбора относительно посмертного существования души?

Картина Лукаса Кранаха-старшего "Рай"
Картина Лукаса Кранаха-старшего "Рай"

Аврелий Августин придерживался позиции фатализма. Он считал, что свобода человека ограничена, и он не может определять свою судьбу на том свете. Между земными поступками и тем, где окажется душа после смерти, нет прямой связи. Это решает только бог, притом в отношении каждого решение уже принято.

Картина Иеронима Босха "Ад"
Картина Иеронима Босха "Ад"

Иными словами - Петя вел себя плохо, совершал всякие гнусности - но после смерти его душа может оказаться в раю! А Вася жил праведно, но глядь - душа его в аду. Как же так?! С такой позицией многие были не согласны, например, Пелагий Британец. Официальная церковь тоже учила, что наши поступки имеют награду или наказание на небесах.

И тут Августин со своим фатализмом... Он объяснял свою позицию так:

а) человек свободен, но не абсолютно,

б) знать свою посмертную судьбу не может никто, это знает в отношении каждого только бог,

в) бог - это любовь,

г) верующий христианин должен любить любовь, то есть бога,

д) поступки людей поэтому должны быть основаны на любви, а не на корысти,

е) тот, кто истинно верует, то есть любит бога, не может торговаться с ним, строить с богом корыстные отношения.

Так что тот, кто думает, что, совершая благие дела, он спасает свою душу и бронирует место своей душе в раю - не есть истинно верующий. Истинно верующий - это тот, кто совершает благие дела просто потому, что любит бога, то есть бескорыстно.

Никто не может знать, куда попадет его душа. Бог - не торговый агент, который дает гарантии за приношения. Хотя официальная церковь и представляет его именно таким.

Почитайте еще мою статью "Почему существует зло? Ответ Аврелия Августина".