Обычно Гонкуровскую премию во Франции вручают не просто так. Это может быть признание многолетних работ писателя вкупе с интересной историей, как например, премия 1984 года за роман «Любовник» Маргерит Дюрас. Или за освещение актуальной социальной идеи – Ромен Гари «Вся жизнь впереди», 1975. Это не просто «знак качества» - это отметка гениальности произведения и важности его для общества.
В 2016 году Гонкуровскую премию получил второй роман неизвестной писательницы Лейлы Слимани «Chanson douce» (Сладкая песнь/Колыбельная), но который на русский язык перевели, как «Идеальная няня».
Сюжет этой небольшой книги потрясает с первых страниц, и знание его вредит книге. Я посоветовала прочитать этот роман подруге, которая интересуется такими темами: место мамы в обществе, работающая мама или домохозяйка, отношение детей к детским садам и «брошенные» своими родителями дети. Но в душе надеялась, что никогда его не прочту: «За что ей дали Гонкура?!», - только и возмущалась я. «Нет, я могу читать все, что угодно, но только не про убийство детей на первой странице». Как, оказалось, зря.
Какие темы поднимаются в книге?
В этой небольшой книге – всего 222 страницы – автор смогла обозначить круг важных социальных тем (во Франции, прежде всего). Расизм, проблемы эмигрантов, вечно работающие родители, униженные родителями дети, классовые различия, многолетняя семейная тирания.И с другой стороны – эко-активисты, революционеры 60-х, бабушка и дедушка детей, со своим недостроенным загородным домом.
И более приземленные бытовые темы: как важно планировать беременность не для того, чтобы спрятаться от реальной жизни в декрете, а потому что ты этого хочешь.
На самом деле она запланировала эту беременность. Адам стал для нее предлогом оставаться в уютном домашнем гнездышке. Эта жизнь в коконе, вдали от людей, надежно защищала их от всех напастей.
Сюжет романа
Сначала Мириам с радостью погружается в мир материнства, но все прекращается из-за встречи с успешным однокурсником: вдруг она заметила свой застиранный воротник, грязные волосы, почувствовала осуждение, а скорее нафантазировала его, и все: ее уже было не остановить – кабинет, бумаги, дела. Мелкие воришки, убийцы, драчуны стали важнее семьи и детей. Так появилась няня, да не привычная для французов филиппинка или марокканка, а француженка средних лет. Идеальная, похожая на фарфоровую куклу, миниатюрная, воспитанная, с хорошими рекомендациями.
А что же на самом деле: жизнь с тираном, запущенная дочь, которая не дождалась ухода и любви от матери, вечно занятой с чужими детьми, муж – тиран, который оставил только одни долги. И ко всему – депрессия, которую она уже пыталась лечить. Что об это знают родители, которые берут ее на работу? Ничего. Даже, когда ее безумие начинает выходить в виде вспышек гнева или постоянной мелочности, родители не могут набраться храбрости, чтобы защитить себя.
Развязка и выводы
Так что же случилось с няней? Страх нищеты и старости не давал ей покоя.
Одиночество разрасталось, превращаясь в огромную брешь, в которую, чувствовала Луиза, ее неотвратимо затягивает. Одиночество проникало в плоть, под одежду, меняя ее черты и внушая старушечью повадку.
Она сделала ставку на чужих детей, упустив самое главное в своей жизни – свою дочь, своего ребенка, который мог быть ей той опорой. Лишь намекает автор, что Луиза не умела любить, что ее также не любили в детстве – видимо, выросла в большой и бедной семье, не получила должного образования, работала то сиделкой, то няней, привыкла подчиняться родителям и мужу.
Может, и хорошо, что причины трагедии лишь обрисованы, но прямо не названы, заставляют задуматься, обернуться на собственных спящих детей и расставить приоритеты: дом, работа, дети, безумие, одиночество или любовь и смирение.