Найти в Дзене

Неизвестное о Венеции. История первая – про кондотьера Коллеони

О Венеции написано, сказано и снято уже столько, что трудно добавить что-то новое. Тем не менее знаменитый город на воде имеет немало малоизвестных широкой публике историй.

Конные скачки в городе на воде

Конные статуи двоих итальянских кондотьеров – Коллеони и Гаттамелаты (первая установлена в Венеции, вторая – в Падуе) – широко известны многим россиянам уже потому, что их полноразмерные копии многие десятки лет украшают входную зону ГМИИ им. А.С. Пушкина в центре Москвы. Они даже вошли в один из эпизодов популярного фильма Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Но большинство наших соотечественников не знает некоторых любопытных и пикантных подробностей, связанных с одной из этих статуй.

Кадр из фильма Эльдара Рязанова "Старики-разбойники (1971). Хотя фильм снимался в основном во Львове, сцены в музее были отсняты в московском ГМИИ им. А.С. Пушкина, в том числе сон героя Юрия Никулина, в котором он убегает от оживших статуй Коллеони и Гаттамелаты.
Кадр из фильма Эльдара Рязанова "Старики-разбойники (1971). Хотя фильм снимался в основном во Львове, сцены в музее были отсняты в московском ГМИИ им. А.С. Пушкина, в том числе сон героя Юрия Никулина, в котором он убегает от оживших статуй Коллеони и Гаттамелаты.

Начать с того, что именно конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони (1400-1475) работы известного мастера Андреа Вероккьо для Венеции – скорее диковинка: люди в городе на воде веками перемещались преимущественно пешком или на гондолах и прочих судах. В остальной Италии сравнение «сидит на лошади, как венецианец» было синонимом плохого наездника.

Конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони перед доминиканским храмом Дзаниполо.
Конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони перед доминиканским храмом Дзаниполо.

Тем не менее знатные особы (нобили) иногда перемещались по Венеции верхом. Например, они пускались рысью (аль тротто) во Дворец дожей на Большой совет по призыву одного из колоколов собора Сан-Марко, который потому и носит название Троттера. На площади Сан-Марко даже устраивались конные турниры по большим праздникам: так, Франческо Петрарка упоминает в 1364 году о конных соревнованиях по случаю возвращения Венеции острова Кандия. А около огромной доминиканской церкви Санти-Джованни-э-Паоло (Дзаниполо), перед которой и установлен конный памятник Коллеони, даже находился манеж – Кавалерицца деи Нобили – на 70 лошадей.

Главнокомандующий с неприличной фамилией

Но это только часть истории про Коллеони. Бронзовый памятник ему стоит рядом не только с церковью Дзаниполо и местом манежа, но и со школой Сан-Марко. Дело в том, что известный кондотьер (между прочим, с 1455 года главнокомандующий всеми вооруженными силами Венеции) отписал свое наследство в пользу Венецианской республики и завещал поставить ему статую у Сан-Марко. Конечно, он имел в виду собор и одноименную площадь у Дворца дожей – самый центр Венеции. Но так как подобной чести не удостаивались даже дожи, хитрые венецианцы выполнили в 1496 году его завещание очень своеобразно.

Скуола (Школа) ди Сан-Марко примыкает к церкви Дзаниполо. Сейчас это центральная Городская больница Венеции (Оспедале Чивиле).
Скуола (Школа) ди Сан-Марко примыкает к церкви Дзаниполо. Сейчас это центральная Городская больница Венеции (Оспедале Чивиле).

Однако и это еще не все. Если приглядеться к постаменту конной статуи Коллеони перед Дзаниполо, то можно увидеть необычный герб с тремя изображениями, подозрительно напоминающими мужские тестикулы… Это они и есть. На официальном гербе Коллеони действительно три раза изображены мужские яички. Что характерно, такой же герб можно увидеть и в капелле Коллеони в Бергамо, построенной на средства кондотьера еще при его жизни, в 1470 году.

Герб семьи Коллеони на постаменте.
Герб семьи Коллеони на постаменте.

Есть разные версии появления трех пар яичек на гербе Коллеони. Пожалуй, самая правдоподобная – от фамилии нашего героя: Colleoni созвучно итальянскому слову coglioni, которое как раз и обозначает «яйца». Тем более что фамилия Colleoni появилась от патронимического прозвища предка Бартоломео – Coglione.

Герб семьи Коллеони в составе капеллы в Бергамо.
Герб семьи Коллеони в составе капеллы в Бергамо.

Проводя аналогии с родственным итальянскому языку французским, где яички – это les ouilles (читается «уй»), а производное от них слово ouillon («уйон») переводится как му..ак, можно заключить, что фамилия у венецианского главнокомандующего была Му..аков.

Это более чем правдоподобно для средних веков, когда прозвища предков со временем становились полноценными фамилиями. Например, известный всему миру художник эпохи Возрождения Боттичелли для итальянцев был всего лишь «Бочонком» (видимо, в силу плотного телосложения). А в династии Скалигеров, правивших Вероной до того, как ее завоевала Венеция, нередко встречалось имя Кангранде (дословно «Большой пес», в вольном переводе – «Собачара»).

В заметке использованы материалы из книги А.Т. Феи «Венецианские тайны» («ОГИ», Москва, 2018), фото из открытых источников и фото автора.

(Продолжение следует).