Мария Ларкина
Часто ловлю себя на мысли, что когда читаешь произведение, стих, рассказ находишь в них что-то для себя важное. И, казалось бы, смысл ясен, вот ты составляешь в картинках сюжет и его части становятся понятными. Но начинаешь делиться впечатлениями с другими людьми и выясняется – они увидели в прочитанном что-то совсем иное, не то, что ты. И как назвать этот феномен? Я не знаю. Наверное, каждый из нас так и живет – в своей плоскости. Кто-то воспринимает мир враждебно, а кто-то существует, проторивает свою дорогу к счастью, не обращая внимания на преграды и сложности. Одни задумываются об устройстве человеческой души, другие о материальных ценностях. Как говорится: «Сколько людей, столько и мнений».
11 января в доме Союза писателей состоялось очередное заседание УФЛИ. Фи-ра Хазипова представила вниманию участников сказочную повесть «Морозята и Холодрыга» и рассказ «История повторяется дважды».
Родилась Фира Хазипова в Уфе, закончила Уфимский педагогический институт, была художественным руководителем в Нефтяном институте, затем занялась журналистикой. Накапливая впечатления, собирая информацию, писательница, наконец, решилась отобразить свои мысли в литературных произведениях. Первые две части сказки-повести «Морозята и Холод-рыга» были написаны тридцать лет назад.
Получив хорошие отзывы, автор решила доработать эту вещь. «История повторяется дважды» – первый написанный рассказ. Повесть раскрывает различные темы: философские, психологические, экологические. Рассказ показывает жизнь людей, оказавшихся в замкнутом пространстве инфекционной больницы. Как выразилась автор: «Это и есть модель нашей жизни». Любимым писателем Фиры Хазиповой является Ф.М. Достоевский. В последнее время она увлечена чтением современных авторов.
Лариса Михайлова:
– Еще до знакомства с автором, прочла ее «Морозят». Сказка меня заворожила. Во-первых, это самостоятельное завершенное произведение. Во-вторых, в ней меня привлекла тема добра, которое побеждает зло. Присутствуют здесь и сентиментальные нотки, фантастика. Литературно сказка преподнесена грамотно: много метафор, кратких описаний природы. Автору удалось тонко прочувствовать жизни своих героев, дать им выразительные имена. Есть и воспитательные моменты: сцена, где сначала отец пинает мертвого воробушка, а маленький мальчик (его сын) возмущается жестокостью взрослого, но затем сам повторяет то же самое. Вот вам и пример того, как дети копируют модель поведения родителей. И тут основная мысль: все зло от безделья. О рассказе скажу так: из обыденной ситуации получилась интересная история. В ней и мистическая линия, и юмор.
Евгений Рахимкулов отметил, что тема «человек и больница», о которой было написано немало произведений, является достаточно серьезной и ее не так просто сделать оригинальной. Слишком подробные описания, скучные диалоги и нераскрытые характеры персонажей немного подпортили впечатление от прочитанного.
Владислав Левитин:
– Читается легко. Но я хотел бы задать вопрос автору: это сказка для взрослых или для детей? Сказки для детей – одно, для взрослых – другое. Когда дочке было 5 лет я сочинял для нее сказки. Вот как-то раз произошел такой случай: они с братом стащили килограмм конфет и съели их в один присест. Я потом решил через сказку донести до нее, что так делать нельзя. Теперь, когда она выросла, говорит мне: «После твоей сказки я вообще боялась конфеты есть». То есть ребенок воспринял историю как-то иначе, а мне казалось, что я пытался донести иной смысл. Мы не можем определить, для кого эта сказка, пока не дадим ее детям.
Галарина:
– Если это сказка, то должен быть и образ-сравнение, ребенок должен найти героя, с которым он может себя сопоставить. Здесь таких персонажей нет. Сюжет должен иметь неожиданные повороты и события. Главным элементом сказки является сопереживание, которое тут отсутствует. Нет запоминающихся фраз.
Янина Свице сказала, что в рассказе есть стилистические недочеты. Иногда читатель цепляется за какую-нибудь фразу, ждет продолжения, а продолжения нет. По мнению Янины, избавляться следует и от повторений.
В заключение Айдар Хусаинов подвел итог сказанному:
– Чем отличается журналистский текст от литературного? В первом случае мы говорим об узкой теме. Журналистика раскрывает нам информацию, может дать рецепт того, как поступить в той или иной ситуации. В литературном же произведении перед читателем обнажаются такие бездны, в которых человек находит ответы на все интересующие вопросы, он открывается сам перед собой. Эти два произведения – журналистика.
Фира Хазипова:
– Хотела бы поблагодарить всех присутствующих, особенно тех, кто критиковал. Я поняла, что не все то, что я хотела донести до читателя, мне удалось. В рассказе мною была сделана попытка показать жизнь в замкнутом пространстве. Так мы все чем-то постоянно заняты: пустыми разговорами, суетой, а рядом происходят смерть, трагедии. Вот была женщина, и ее не стало… И это должно заставить нас задуматься о многом. Сказка же – это история о расхлябанности, безответственности в нашем мире. И о том, что такая расхлябанность принимает в последнее время огромные масштабы. #жизнь #литература #проза #рассказ #цветаева #отдых #путешествие #туризм