Творческий путь Винсента Ван Гога (1853-1890) длился всего 10 лет. Художник начал заниматься живописью в 27 лет, был самоучкой, но успел оставить неизгладимый след в мировой живописи. Имя Ван Гога ассоциируется с его работами в стиле пост-импрессонизма. Яркие цвета, смачные волнистые мазки-завихрения, создающие ощущение движения, композиции с подтекстом, которых до сих пор изучают искусствоведы.
По своему стилю ранние работы художника можно отнести к реализму, например, «Натюрморт с соломенной шляпой» (1881), «Девушка на фоне двух карет» (1882).
Работы были темными, землянистых оттенков, напоминали по цветовой гамме мастеров «голландского стиля», но в них не хватало точности рисунка.
Постепенно сюжеты работ Ван Гога усложнялись и становились более разнообразными. Он писал много пейзажей, например, «Пастбище с коровами» (1883), «Тополиная аллея осенью» (1884).
Особенно его увлекали жизненные сюжеты с людьми, занимающимися повседневным трудом: «Лодка с торформ и две фигуры» (1883), «Ткач» (1884), «Женщина, выкапывающая картофель» (1885).
Самой известной работой реалистического периода считается картина «Едоки картофеля» (1885), где за счет землянистой цветовой гаммы и искаженного рисунка крестьян, Ван Гогу удалось передать крестьянский быт и радость простого ужина после тяжелого трудового дня, близость образов крестьян к природе (образу картофеля, который они выращивают).
Лишь в 1886 году в его работах постепенно появляются яркие смелые цвета: «Празднование 14 июля в Париже» (1886), «Ваза с красными маками» (1886).
Еще через год в его работах появилось больше движения, света, цвета, контрастов, техника раздельных мазков теплыми и холодными красками. Все это в совокупности в последующем сделало его стиль столь узнаваемым и запоминающимся: «Цветущий луг» (1887), «Автопортрет в соломенной шляпе» (1887).
Таким образом, можно сказать, что творчество Ван Гога – это олицетворение закона Парето в живописи, поскольку художник запомнился зрителю работами, созданными в последние два года своего творчества. При этом чем сильнее мутнело сознание художника, тем ярче и насыщеннее становились его картины