17 декабря 1983 года в местечке Гап родился человек, который на сегодняшний день является одним из сильнейших гонщиков планеты – его зовут Себастьен Ожье. Ну кем мог стать мальчишка, чей отец был яростным фанатом Айртона Сенны, а дядя – автокроссменом? Конечно же шахматистом! Шутка.
Попробовав свои силы в картинге юный Себ не был впечатлён кольцевыми гонками, а потому принял участие в FFSA Rallye Jeunes – эти соревнования, проводимые под эгидой французской автоспортивной федерации, в своё время уже открыли миру талант Себастьена Лёба, а в 2005 году их выиграл Ожье.
Но это была не просто победа – благодаря ей Себастьен получил место за рулём монокубковой Peugeot 206, на которой он провёл следующие два сезона, завоевав свою первую победу в абсолюте.
Я не любитель излагать – и читать – биографии, поэтому в день рождения Себастьена Ожье расскажу о всех десяти его раллийных автомобилях.
Peugeot 206 XS
«Моей первой машиной была Peugeot 206 в Кубке Франции. Отличные воспоминания… Забавно – не так давно я нашёл парня, который купил мою машину. Я сказал ему, что в тот день, когда он решит продать её, я готов выкупить автомобиль. Ведь это то, что я хотел бы сохранить на память…», – так сам Себастьен говорит о своём первом гоночном автомобиле.
Интересно, что именно на этой машине Ожье дебютировал в чемпионате мира по ралли – правда в качестве пилота "нулевого" экипажа безопасности. Это произошло на Ралли Тур де Корс 2007 года.
Citroen C2 Super 1600
Вторая машина – и сразу настоящий переднеприводный монстрик: "супер" от Citroen. Вторая машина – и сразу из Кубка Франции в чемпионат мира по ралли. Дебютным стартом для Ожье в WRC стало Ралли Мексика.
На финише дебютной гонки Себастьен был классифицирован восьмым, а это значит, что юниор в своём первом же старте завоевал одно очко! Такого не удавалось даже Себастьену Лёбу – тот свою первую гонку в WRC закончил досрочно, разбив машину. А в своём зачёте Ожье и вовсе одержал победу.
Ожье провёл дебютный сезон великолепно – по итогам года он стал победителем молодёжного чемпионата мира J-WRC. По ходу 2008 года Себ четырежды пересаживался на другие машины. Какие? Читайте текст дальше!
Citroen C2 R2 max
На этапе чемпионата мира по ралли в Финляндии Ожье дебютировал за рулём Citroen C2 R2 max – более простой версии «цэ-второго». А на этапах британского и бельгийского чемпионатов француз повторил этот опыт – по одному разу. Со спортивной точки зрения этот опыт в целом был не очень удачным, но цель выступлений Себастьена была иной.
Citroen C4 WRC
На заключительном этапе чемпионата мира по ралли 2008 года Ожье получил в своё распоряжение самую настоящую чемпионскую машину – Citroen C4 WRC. Такую же, как у Себастьена Лёба. Точнее даже так – "из-под" Лёба! На этой самой машине с шасси №17 Лёб по ходу 2008 года участвовал в четырёх ралли и все выиграл!
Словно впитав силы многократного чемпиона мира Ожье помчался с места в карьер – первый старт на полноприводной технике и победа на первом же спецучастке. Правда лидерство Себастьена-младшего продлилось всего три допа – затем последовали разворот, потеря третьей передачи, а в начале второго дня ралли Ожье перевернулся. Вот видео этого инцидента:
Peugeot 207 Super 2000
Сезон-2009 Ожье начал с гонки в Монте-Карло. Очередной дебют – и в серии, и за рулём новой машины.
Серия: IRC (Intercontinental Rally Challenge).
Машина: Peugeot 207 S2000.
Пришёл, увидел, победил – Себастьен одержал победу. Больше говорить нечего, ведь весь остальной сезон – да и следующий тоже – он провёл в мировом раллийном чемпионате за рулём уже упомянутой нами Citroen C4 WRC. Впрочем, была одна "измена"...
Citroen DS3 R3T
2010 год. Финальный этап чемпионата Франции по ралли – Ралли Дю Вар. Ожье стартует за рулём очередной новинки Citroen DS3 R3T.
На финише – пятое место в общем зачёте и первое в зачёте R3.
Citroen DS3 WRC
2011 год. Всего один сезон француз провёл на Citroen DS3 WRC, но какой…!
Шесть побед на этапах, внутрикомандные разборки и склоки, конфликт с Себастьеном Лёбом и руководством команды, итоговое третье место в серии и расставание с коллективом, давшим ему в 2008 году путёвку в мировое ралли.
Всего-то каких-то семь лет назад, а такой огонь творился в WRC, а!
Skoda Fabia Super 2000
Порвав с Citroen Ожье подписал контракт с новой командой Volkswagen Motorsport. Только вот беда – к сезону-2012 коллектив из Германии ещё не создал автомобиль категории WRC! Так что французу пришлось вернуться за руль машины уровнем пониже – ею стала Skoda.
2012 год запомнился болельщикам Ожье грандиозной аварией Себастьена в первом же старте на чешском автомобиле – вот парочка видео:
Volkswagen Polo R WRC
Следующие четыре года француз провёл за рулём Volkswagen – и фактически убил всю интригу в мировом ралли. Четыре сезона, четыре титула чемпиона мира по ралли. Какая ещё статистика нужна?
Радует только одно – в конце 2016 года команда внезапно ушла из WRC, чем порадовала болельщиков. Да-да, именно так.
Ford Fiesta RS WRC
На сегодняшний момент – последняя по счёту машина, на которой Себастьен Ожье выступал в ралли. В своё время Михаэль Шумахер говорил, что если он станет чемпионом мира за рулём Ferrari, то после этого сможет выбросить свой паспорт – его будут узнавать и уважать все.
В ралли Ожье удалось сделать аналогичное – он принёс даже не один, а два подряд титула формально незаводской раллийной команде M-Sport. Победам француза и британской команды в чемпионате радовались все – даже соперники. Ведь Себу удалось сломать многолетнее проклятье и завоевать титулы для уважаемого коллектива.
Сейчас Себастьен Ожье приступил к тестам Citroen C3 WRC – машины, которая в 2019 году станет для него одиннадцатой по счёту. Но пока что я не включил её в этот список – вот стартует, тогда и поговорим...
С днём рождения, Себ! :)
Фото из моего архива