В древности захватнические войны не были какими-то из ряда вон выдающимися событиями. Разорить и ограбить богатого соседа, пополнить трудовую армию рабов, захватить прекрасных наложниц считалось чуть ли правилом хорошего тона у всех правителей, считающих себя могущественными, богоподобными и непобедимыми. Не минула чаша сия и персидского царя Камбиса II, занявшего престол в 530 году и правившего до 522 года до нашей эры.
По свидетельству современников, это был очень своенравный и сумасбродный правитель. Отличаясь деспотическим нравом и будучи вспыльчивым, он мог запросто отправить неподготовленное войско в поход после не совсем почтительного, по его мнению, ответа царя другого государства на его подношения. Однажды эфиопский царь Напат воспринял дары послов Камбиса II как вызов и в ответ прислал ему лук со спущенной тетивой, передав на словах, что они (персы) не способны даже натянуть тетиву этого лука, как это запросто делают воины-эфиопы, не то что способны воевать с ними. Этот достаточно дипломатичный ответ был воспринят как величайшее оскорбление! Армия двумя большими отрядами без подготовки и должного снабжения по приказу царя немедленно выступила в трудный поход через пустыню: первый отряд под командованием самого Камбиса II шёл непосредственно на Эфиопию, а второй «заодно» был направлен на разграбление богатых оазисов ливийской пустыни.
Продовольственные припасы плохо подготовленного к походу отряда под командованием царя закончились весьма скоро, вьючные животные были съедены, страдающее от жажды и голода деморализованное войско занялось каннибализмом, съедая ежедневно по жребию каждого десятого воина… Камбис II был вынужден повернуть назад и закончить этот бесславный поход, без единого боя потеряв большую часть воинов. А второй отряд численностью 50 тысяч человек… просто исчез. Исчез на 2500 лет!
Главной целью пропавшего воинства был знаменитый оазис оракула Амона. В настоящее время это египетский оазис Сива с руинами греческого храма Амона, воздвигнутого в древности в честь самого знаменитого оракула того времени.
Правители древности не могли стать «полноценными» царственными особами без подтверждения своей божественной родословной именно оракулом Амона. А вот с Камбисом II произошла осечка: оракул предсказал ему крах империи и скорую бесславную смерть самого царя. Естественно, такого оскорбительного предсказания просто так честолюбивый перс оставить не мог, он горел мщением! Пристанище оракула Амона должно быть разграблено и разрушено! Вот для этого второй 50-ти тысячный карательный отряд и двигался в этот божественной красоты богатейший оазис.
Можно предположить, что все лишения, выпавшие на долю основного войска и заставившие его прекратить поход, в какой-то мере тяжким бременем легли и на это воинство. Ослушаться приказа своего деспотичного царя было абсолютно недопустимо, это грозило неминуемой смертью не только военачальникам, но и большому числу рядовых участников похода, поэтому спасение было только в оазисах, и, в первую очередь, в захвате оазиса оракула Амона, в котором победителей ожидали вода, пища, золотые изделия, драгоценные каменья и услада от прекрасных пленниц… И армия упорно шла вперёд.
Древнегреческий историк Геродот в своём трактате «История» утверждал, что армия пропала на переходе между оазисом Харга с расположенным в нём городом Оасисом и конечным пунктом перехода оазисом оракула Амона.
Можно с большой долей вероятности предположить, что войско из города вышло отдохнувшим, пополнившим за счёт горожан запасы воды и провизии, и его исчезновение не было связано с жаждой и голодом. Жители оазиса Амона узнали о надвигающейся беде от посланцев города Оасиса, которые, добравшись до соседей, с удивлением обнаружили жителей и жрецов в здравии, а жилые строения и храмы в целости и сохранности. Вот тогда и появилось предположение, что 50 тысяч человек персидского войска попали в сильнейшую песчаную бурю, случившуюся через несколько дней после их отбытия из Оасиса, и оказались погребены под огромными массами песка.
Долгое время считалось, что пропажа отряда не что иное как красивая древняя легенда. Это предположение основывалось на том, что на протяжении веков на пути следования отряда не было найдено никаких следов их передвижения и гибели. Пески прекрасно сохраняют металлические изделия, входящие в амуницию воинов и лошадей, личные вещи и драгоценности, оружие и посуду.
Часто после песчаных бурь изменившийся рельеф местности обнажает белые кости пропавших путников и погибших в схватках с природой и врагами кочевников, но… 50 тысяч человек пропали абсолютно бесследно.
Как известно, кратчайший путь из пункта А в пункт Б это прямая линия, соединяющая эти два пункта. Вот на этой прямой и искали пропавшую армию персов. И однажды возникло предположение, что отдохнувшее войско не рвалось в оазис Амон по самому короткому пути, преодолевая сопротивление многочисленных отрядов противника в малых оазисах по маршруту следования. Поднаторевший в войнах и оставшийся неизвестным командир- военачальник, будучи неплохим тактиком, повёл своё войско в обход египетских гарнизонов, намереваясь напасть на Амон с юга, где их не ждали. Несомненно, этот план был бы блестяще воплощён в жизнь, если бы не подвластная человеку сила стихии не перечеркнула и планы, и жизни людей.
Проведённые в начале 2000-х годов раскопки по новому предполагаемому маршруту движения армии привели, наконец, к положительному результату. У одиноко стоящей в пустыне скалы было найдено множество костей, остатков амуниции, оружия и… абсолютное отсутствие золотых и серебряных монет и изделий, которые, несомненно, должны были в обязательном порядке быть у воинов того времени как оплата ратного труда и в качестве трофеев. И не удивительно: за 2500 лет пески несколько раз обнажали и опять скрывали место массовой гибели персов, и кочевники хорошо знали, что здесь среди костей иногда можно найти золотые украшения для своих жён и жёлтые золотые кружочки древних монет… Кочевники хорошо умели хранить свои тайны.
А предсказание о бесславной смерти персидского царя Камбиса II от оракула Амона полностью сбылось: он погиб от гангрены после ранения бедра собственным мечом. Ножны меча правителя износились, и в момент, когда разгневанный чем-то царь, отказавшись от помощи коновода, самостоятельно запрыгивал на лошадь, их кончик отломился, обнажившееся лезвие нанесло смертельную рану своему хозяину.
Кстати, меч не был основным оружием персов, скорее, он дополнял традиционное вооружение воинов.
Но это уже другая история…