Найти тему

Сложности брака в романе Иэна Макьюэна «На берегу»

Иэн Макьюэн (родился в 1948 и здравствует поныне) считается скандальным английским писателем и обладателем Букеровской премии за роман «Амстердам», 1998.

Его произведения "пугают" обычного читателя чудовищными отношениями, изображением насилия, натуралистичными любовными сценами. Если он не знаком с современными авторами постмодернизма.

Первый роман «Цементный сад», 1978 рассказывал о судьбе четверых детей, которые решают сохранить смерть матери в тайне, чтобы не оказаться в приюте. Они заливают ее тело цементом, а дальше уже происходят изменения психики, которые приводят к печальным и страшным последствиям.

Второй роман «Утешение странников», 1981 не менее эротичный и пугающий. Мужчина и женщина отдыхают в Венеции и попадают в чудовищный капкан супругов-извращенцев.

«Искупление», 2001 - это попытка вернуться к классическому английскому роману с множеством сюжетных линий, описаний. Действие начинается незадолго до Второй мировой войны и рассказывает о том, как важно не доверять маленьким девочкам.

Но меня неприятно поразил роман «На берегу» (On Chesil Beach), 2007 .

mybook.ru
mybook.ru

Это история двух молодых людей, которые провели вместе только одну ужасную, все разрушающую "брачную ночь", чтобы горько сожалеть о своей ошибке. Дело происходило до сексуальной революции 60-х, когда девушки из порядочных семейств ничего не знали о физической стороне жизни, а юношам негде было получить первый опыт, если только не посещать публичные дома, как в 19 веке.

Это было время, когда единственной возможностью стать свободным от родителей можно было через брак, который состоялся и не предвещал ничего ужасного.

Венчание в церкви Святой Девы Марии в Оксфорде прошло хорошо; служба была чинной, прием — праздничным, друзья из школы и колледжа провожали шумно и весело

У Флоренс мысль о физических отношениях вызывала тошноту, но она была не прочь завести ребенка, но уж каким-нибудь незаметным способом, Эдуард же год мечтал о брачной ночи.

Секс с Эдуардом не может увенчать ее счастье, а будет ценой, которую она должна за это счастье заплатить

И не с кем поделиться своими переживаниями, даже с матерью, которая была старомодна и слишком холодна.

Что же случилось? Юноша был неопытен и эгоистичен, девушка испугалась физической стороны, повесила на себя ярлык «я не такая», убежала, чтобы подумать, а в итоге они обменялись упреками. Слишком молодые, слишком разные, а уже муж и жена, которые поклялись быть вместе до конца. Для читателей 21 века такая ситуация кажется дикой, когда о сексе дети узнают раньше, чем идут в школу, благодаря ТВ, сети и товарищам.

Так в чем же причина фиаско? Автор не считает, что это социальные и интеллектуальные различия – уж точно они не являются препятствием для возникновения любви и желания.

К драме приводят различия в характерах и моральных установках. Эдуард, болезненно гордый, буквально воспринимающий действительность, Флоренс – чувствительная, готова пожертвовать своими желаниями ради любимого.

Гордость героя подкрепляется еще тем, что семья Флоренс богаче, и ему придется работать вместе с ее отцом по просьбе жены. И хотя, она никогда не думала, что он женился ради денег, то мысль, что кто-то может обвинить его в этом, рождает комплекс, как следствие, неуверенность, злость и гнев. Прежде всего, обращенный на Флоренс, – ведь куда легче обвинить ее во всем.

Мужчины часто винят женщин в своих неудачах и ошибках, и Эдуард не исключение.

Ты все время хочешь чего-то еще. Какое-то бесконечное вымогательство

Поэтому слова Флоренс о желании близости Эдуардом, он расценивает, как упрек за то, что ее отец нашел ему работу.

В итоге, у них не получается разговор, который мог бы их примирить. Он упрекает ее во фригидности и обмане, она убегает, как оказывается, навсегда из его жизни, но любит его по-прежнему.

Убегая от него в отчаянии, в уверенности, что теряет его, она никогда не любила его сильнее или безнадежнее, и звук его голоса был бы спасением, она вернулась бы

Безусловно, у романа Макьюэна много художественных достоинств – связь с классическим социально-психологическим английским романом 19 века, изображение внутреннего мира героев средствами литературного психологизма, интерес к проблемам современной личности.

В этом году роман был экранизирован с Сиршей Ронан и Билли Хоулом в главных ролях – получилось красиво.

"На берегу", 2018. www.kinopoisk.ru
"На берегу", 2018. www.kinopoisk.ru