Недавно, мы с супругой посетили усадьбу Остафьево, которая находится чуть южнее Москвы, в одноименном селе. Это знаковое место, которое сыграло значительную роль в развитии русской литературы XIX века. Благодаря ее хозяевам, Остафьево словно магнит притягивало к себе известных поэтов и писателей. Здесь гостили Гоголь, Тургенев, Грибоедов и другие. Одиннадцать лет в Остафьево прожил Карамзин, работая над своими трудами по «Истории государства Российского».
В прошлый раз (ссылочка будет в конце заметки) я постарался рассказать историю усадьбы Остафьево и ее хозяев. В этой же заметке я опишу взаимоотношения двух людей, которые неразрывно связаны с историей Остафьево. Это второй владелец усадьбы, Петр Андреевич Вяземский и его важный гость и закадычный друг, Александр Сергеевич Пушкин. Свой рассказ я буду сопровождать красивыми фотографиями экстерьера и внутреннего убранства дворца, что мы сделали во время визита в музей.
Знакомство
Род Вяземских был богатым и уважаемым родом в России. Считалось, что истоки семьи начинаются от самого Рюрика. Петр Андреевич Вяземский унаследовал усадьбу от своего отца, Андрея Ивановича. Как и отец, он был человеком очень образованным и имел страсть к литературе, писал стихи и прозу, а также выступал в качестве критика.
После участия в Отечественной войне 1812 года, Петр Андреевич полностью ушел в карьеру поэта и литератора. На момент знакомства с Пушкиным, в 1816 году, Вяземский был одним из самых перспективных поэтов России. Пушкин же еще только учился в лицее, в Царском Селе, где собственно и произошла их первая встреча.
Общие литературные интересы положили начало долгой и крепкой дружбы, которая сопровождала их до самой смерти Александра Сергеевича. После знакомства в лицее, Пушкин написал Вяземскому письмо и это письмо положило начало многолетней переписки поэтов. Письма эти сохранились, по крайней мере их часть. Всего в архивах музея около сотни писем.
Остафьево
Друзья неоднократно встречались в Петербурге и Москве, обсуждали литературные течения и другие насущные вопросы, которые могли интересовать поэтов XIX века. Но вот в Остафьево Пушкин впервые приехал только в 1830 году.
Надо заметить, что усадьба Остафьево уже на тот момент носила особенный ореол лиризма и притягательности для молодых авторов. Особенного авторитета месту добавлял тот факт, что в стенах усадьбы трудился Николай Михайлович Карамзин, поклонником которого был Александр Сергеевич.
Хозяйку усадьбы, Веру Федоровну, Пушкин называл ласково «княгиней лебедушкой» и «божественной княгиней». Вообще, Александр Сергеевич всегда был желанным гостем у Вяземских, но к сожалению, приезжал он не часто.
Однажды, во время одной из прогулок по парку, Пушкин дал усадьбе название «русский Парнас», подразумевая гору, на которой, согласно греческой мифологии, обитали поэты. Название быстро вошло в обиход, и сейчас именно эта надпись встречает посетителей музея.
Герой произведения
Друзья постоянно делились между собой отрывками своих произведений, выступали в качестве критиков и помогали добрыми советами.
Когда в Москве началась эпидемия холеры, Александр Сергеевич Пушкин приехал в Остафьево во второй раз, чтобы переждать бесчинства болезни. Вяземский на тот момент работал над биографией Д.И. Фонфизина, и конечно не упустил случая прочесть другу написанное им. Пушкин слушал внимательно и больше хвалил, чем критиковал.
В ответ Александр Сергеевич поделился готовыми главами из «Евгения Онегина», которе были не менее благодушно оценены Вяземским.
Пушкин неоднократно упоминал Петра Андреевича в своих произведениях. Например все в том же «Евгении Онегине» есть такие строки:
У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел.
Или вот как он описывал друга в своем послании:
Язвительный поэт, остряк замысловатый,
И блеском колких слов, и шутками богатый,
Счастливый Вяземский, завидую тебе.
Ты право получил благодаря судьбе
Смеяться весело над злобою ревнивой,
Невежество разить анафемой игривой.
Смерть друга
Поэты очень крепко дружили и поэтому смерть Пушкина стала шоком для Петра Андреевича. Во время похорон лучший друг Александра Сергеевича рыдал в церкви, не в силах перенести горечь утраты.
После смерти Вяземский решил сохранить памятные вещи Пушкина, среди которых были его жилет, трость, перчатки, письменный приборы и рабочий стол.
Сейчас эти предметы можно увидеть в Остафьево, в том самом кабинете, в котором останавливался Александр Сергеевич во время своих редких, но таких теплых визитов к своему закадычному другу.