Рассказывает архимандрит Андрей (Конанос)
Один паренек мечтал стать пилотом. У него была заламинированная фотография старца Порфирия, и он взял ее с собой на вступительный экзамен в университет. Так вот, вытянув билет, он вдруг понял, что всё забыл. Абсолютно всё. Что-то произошло у него в голове – в общем, юноша вдруг осознал, что ничего не помнит. «И тогда я, - рассказывал он мне потом, - нащупав фотокарточку старца Паисия, дотронулся до нее и взмолился про себя: «Дорогой отче, прошу, попроси Господа просветить меня! Я ничего не помню!» И этой же рукой дотронулся до головы». Я не знаю, где именно у человека расположен мозг. И этот юноша не знал. Одно только нам всем известно: мозг находится где-то в голове. Вот он и дотронулся наугад. «И тут, - продолжал паренек, - я почувствовал, что всё знаю. Сел на место и быстро начал записывать. Пишу, пишу – и сам не пойму, как это у меня получается. Будто кто-то пишет вместо меня».
И другие люди рассказывали мне о подобных чудесах во время экзамена.
Помню, когда я поступал в университет, к экзамену по истории мы готовились по двум учебникам. У одного обложка была синего цвета, а у другого – красного. Мы их так и называли: синий учебник и красный учебник. И вот в красном учебнике было множество терминов, длинных предложений, извилистых фраз – в общем, книга эта была написана трудным, научным языком. И я просто заучивал наизусть целые страницы – как попугай. Наверное, тогда у меня изрядно «перегрелся» мозг, потому что с того времени я физически не могу ничего запомнить. А ведь есть такие счастливчики, у которых прекрасная зрительная память! Им достаточно разок взглянуть на страницу, и всё, будто ксерокс сработал. Один человек рассказывал мне, что когда пересказывает наизусть какой-то материал, его рука совершает непроизвольный «переворот» страницы. То есть он всё помнит по страницам! Ему достаточно прочесть текст один раз, чтобы запомнить наизусть.
Мне же требовалось до пяти часов, чтобы заучить хотя бы полторы страницы. А учить приходилось дословно, буквально со всеми союзами и запятыми, иначе сдать этот экзамен было невозможно.
И вот настал день экзамена… Помню, мы ехали вместе с моим отцом, на его автомобиле. Стояла жара, и у нас с собой были бутылки с водой. В то лето на экзамены разрешили приносить с собой воду и фрукты – так было жарко. И вот по дороге я снова открыл учебник – уже просто наугад – и наткнулся на параграф, который назывался «Сила законов». Представляете, до сих пор помню этот заголовок! «Так,- подумал я тогда, - это я не успел выучил!» И вот уже в машине, по дороге на экзамен, я начал заучивать этот параграф – единственный, который я не знал. Я повторял всё снова и снова, как заведенный, и думал: «Господи, неужели мне попадется именно этот вопрос? Вот бы не он, вот бы другие – те, что я знаю!» Я всегда так утешал себя перед экзаменами: мне непременно попадется именно то, что знаю. И сейчас говорю тебе то же самое: вполне может так случиться, что попадется именно то, что ты хорошо знаешь. Так что не стоит так бояться. Ты правильно делаешь, что занимаешься. Продолжай заниматься, продолжай устранять «слабые» места, но если беспокойство нарастает, успокаивай себя подобными мыслями. Представь, что тебе уже известно, какие темы вам предложат на экзамене. И сейчас ты просто повторяешь, освежаешь в памяти всё, что немного подзабыл. И помни: Господь всё знает. Вполне возможно, именно потому ты сейчас и повторяешь именно этот вопрос так долго, что он достанется тебе на экзамене. Очень вероятно. Пусть эта мысль приободрит тебя.
Но вернемся к моему экзамену. Итак, сидя в машине, я пытался запомнить этот параграф, пока наконец не захлопнул книгу. Потому что чем больше я пытался выучить, тем больше понимал, сколько всего еще не знаю. «Всё, - сказал я себе. – Всё. Хватит. Что знаю – то знаю».
И вот начинается экзамен. Объявляются вопросы. Первый вопрос я знал. Второй – тоже. И третий! Наконец, объявляют четвертый вопрос. И что бы вы думали? Это была «Сила законов»! То, что я учил несколько часов назад! «Господи, неужели?..» Другими словами, если бы по дороге на экзамен я не открыл учебник на том месте, то потерял бы пять баллов, потому что за каждый вопрос насчитывалось по пять баллов. И именно эта тема попалась мне на глаза в последний момент! Господь так устроил.
Даже во время экзамена случаются чудеса. Когда мы отвечали в письменной форме на вопросы, один абитуриент обернулся ко мне и попросил подсказать, кажется, форму зависимого наклонения у глагола «сказать» в аористе. Что мне было делать? Подсказать? Но экзаменаторы пристально следили за нами. И вот вдруг одна преподавательница встает и выходит за дверь – ей понадобилось взять какую-то бумагу или еще что-то. В общем, это был удачный момент, я успел прошептать правильный ответ, а товарищ записал его. И сколько таких случаев! Даже в последний момент происходят чудеса.
Перевод Елизаветы Терентьевой для "Правмира"