Продолжим вспоминать нашу историю, запечатлённую в названиях старых и новых кораблей. Сегодня о серии патрульных кораблей, только что построенных или строящихся в данный момент.
Охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны, борьба с контрабандой и другими нарушителями, но при этом проектом предусмотрена дальность плавания 6000 миль и автономность 60 суток, что как бы намекает на возможность их использования в местах, "более удалённых" :) И ещё так называемая модульная система вооружения, что позволяет уже после постройки менять комплекты оружия соответственно поставленной задаче.
Первый корабль этого типа, "Василий Быков" уже вошёл в состав Черноморского флота.
Во время боёв в Заполярье торпедный катер под командованием старшего лейтенанта Василия Быкова потопил транспорт и три тральщика противника. 19 августа 1944 года конвой из 32-х гитлеровских кораблей был атакован нашими торпедными катерами. Предварительно катер Быкова промчался под огнём противника вдоль всего конвоя на дистанции меньше 2-х километров и поставил дымовую завесу.
Остальному отряду оставалось лишь выскакивать из дыма и наносить неотразимые удары. За 37 минут были утоплены 14 кораблей и транспортов, а 3 повреждены. Этот бой оказался самым успешным для североморских катерников. 5 ноября В.Быков был удостоен звания Героя Советского Союза. Впрочем, и другие награды на его груди говорят о его героизме не только на Севере, но и в боях с японцами у 1945 году.
Далее - командир сторожевого корабля, бригады эсминцев, академия, закнчивал службу начальником одного из её факультетов.
Второй такой корабль будет носить имя "Дмитрий Рогачёв".
Контр-адмирал Д.Рогачёв начинал военную службу в 1915 году. После окончания Школы рулевых-сигнальщиков служил матросом и рулевым на транспорте «Русь» и линейном корабле «Слава» Балтийского флота. В годы Гражданской войны Рогачев был бойцом 1-го Балтийского десантного отряда моряков, участвовал в боях под Нарвой и Ревелем.
Потом служил на Сибирской и Амурской речных флотилиях, с 1921 года командовал различными канонерскими лодками и мониторами. В 1926-29 году окончил классы при военно-морском училище им Фрунзе. В год их окончания участвовал на кораблях Амурской флотилии в боях на КВЖД, за которые флотилия стала Краснознамённой. Далее - командир дивизиона мониторов, бригады, заместитель командующего флотилией. В 1940 году назначен командующим Пинской флотилией и получил звание контр-адмирала.
Бои на реках при отступлениях 1941 года, тяжёлое ранение, в январе 1942 года он стал командующим Волжской флотилией. Только с 22 июля по 1 ноября корабли флотилии отконвоировали без потерь 113 транспортов, отбили 152 воздушные атаки и сбили 3 самолета, совершили более 35 тысяч рейсов через Волгу, доставив на правый берег около 120 тысяч человек, 13 тысяч тонн грузов, более 400 автомашин. Артиллерией Волжской военной флотилии были уничтожены 3 полка пехоты, 48 танков, 16 самолетов. За проявленный героизм два дивизиона бронекатеров были удостоены звания гвардейских, две канонерские лодки наградили орденами Красного Знамени.
После перемещения фронта от Волги, был назначен командиром Киевской военно-морской базы. В марте 1945 года, оставаясь командиром военно-морской базы, он был назначен уполномоченным по переводу кораблей из Полярного по Северодвинской водной системе и из района Волги эвакуированных недостроенных тральщиков и подводных лодок в Ленинград. В конце ноября моряк завершил операцию, обеспечив перевод свыше 70 кораблей и судов.
После войны командовал учебными отрядами, затем бригадой строящихся кораблей.
"Павел Державин"
Кстати, пограничный строжевой корабль проекта 205П с таким именем был в составе украинского флота до 2014 года. Что с ним сейчас, я не знаю.
Павел Державин родился в 1904 году в Петергофе, в 1926 году окончил школу водолазов Балаклаве, служил боцманом на пограничном корабле "Воровский", был награждён именными часами. Был главным боцманом Амурской флотилии, окнчив в 1938 году ленинградское ВВМУ, с 1940-го командовал 1-м дивизионом 1-го Черноморского отряда пограничных судов Украинского погранокруга. Вот почему, видимо, был украинский корабль под его именем.
С июня 1941года отряд сторожевых катеров под командованием Державина занимался конвоированием транспортов, вёл дозор, отражал атаки авиации противника, перебрасывал десанты и эвакуировал раненых, обстреливал укреплённые пункты противника, оказывал помощь получившим повреждения военным и транспортным судам. С октября 1943 года Павел Державин командовал дивизионом бронекатеров Азовской военной флотилии. Отличился во время Керченской десантной операции.
Катера отряда Державина занимались высадкой десантов в районе населённых пунктов Жуковка и Опасная, вела обстрел немецкой обороны. Катера отряда беспрерывно совершали рейсы между берегами Керченского пролива, занимаясь снабжением десантников. В дальнейшем отряд в течение 165 суток обеспечивал бесперебойную работу паромной переправы через Керченский пролив.
В январе 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза. В апреле стал командиром бригады бронекатеров Дунайской речной флотилии, с боями дошёл до Братиславы.
"Сергей Котов"
Сергей Котов был призван на службу на флот в 1933 году. В 1937 окончил Военно-морское училище им. Фрунзе. Воевал на Черноморском флоте, участвовал в оборонеОдессы и Севастополя, освобождении Новороссийска, Крыма, Румынии. Командовал дивизионом 1-й бригады торпедных катеров. Совершил 160 боевых походов. Дивизион Котова совершал нападения на базы и коммуникации противника, конвоировал транспорты, нёс дозоры, проводил минные постановки, высаживал десанты. Моряки дивизиона спасли в море около 350 человек, потопили 2 транспорта, 4 десантные баржи, 1 сторожевой катер и сбили 3 вражеских самолёта. Продолжал службу и после войны в звании контр-адмирала.
В 1944 году стал Героем Советского Союза, одним из 7 Героев этой бригады. А в её наследнице, 41 ОБРК, довелось служить мне, каждое утро проходя мимо их бюстов, установленных у торпедного катера-памятника, установленного на территории части.
"Виктор Великий"
К сожалению, фото военных времён слишком некачественное, а послевоенных - маленькое. Ну, что есть:
В 1936 году добровольно пошел служить в Военно-Морской Флот. Был направлен в Севастопольское военно-морское училище береговой обороны. С первых дней Великой Отечественной войны Виктор – в действующих частях. Он командует артиллерийской батареей отдельной бригады морской пехоты на Калининском фронте. В середине 1942 года В. И. Великого переводят на Онежскую флотилию, а с началом Сталинградской битвы – на Волжскую.
Под непрерывным артиллерийско-минометным обстрелом и не прекращавшейся бомбардировкой с воздуха отряд катеров, ведомый молодым командиром, доставлял в Сталинград бойцов, оружие, боеприпасы, продовольствие. За умелые действия, мужество и храбрость Великий был награжден орденом Суворова III степени.
В апреле 1943 он назначается командиром отряда бронекатеров Азовской военной флотилии, которая провела много смелых операций.
Особенно отряд Великого отличился в Керченской десантной операции, под сильным вражеским обстрелом и бомбежками он организовал переправу и прием на плацдарм десантных войск, вооружения, боеприпасов. Его отвага, мужество и умение во многом способствовали успеху этой дерзкой и сложной операции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года гвардии старший лейтенант Великий Виктор Иванович удостоен звания Героя Советского Союза.
С июня 1944 года Виктор Великий – командир дивизиона бронекатеров Дунайской флотилии. Моряки под его командованием участвовали в овладении чехословацким городом Комарно, Веной, в других операциях.
"Николай Сипягин".
До войны работал на судах гражданского флота. С 1939-го в морских частях Погранвойск.
Великую Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера. Участвовал в обороне Одессы.
С августа по октябрь 1941 года Сипягин командовал тральщиком «Каховка», выведенном в октябре в Новороссийск и приданном дивизиону сторожевых катеров охраны водного района. На разных катерах дивизиона старший лейтенантСипягин совершил несколько походов в осаждённый Севастополь, участвовал в обороне Новороссийска
В сентябре 1942 года он возглавил 4-й дивизион сторожевых катеров.
В ночь на 4 февраля 1943 года катера под командованием Сипягина высадили десантный отряд майора Куникова на западный берег Цемесской бухты. Накануне десанта сам командир дивизиона на двух катерах провел тщательную разведку Суджукской косы: оттуда противник мог огнем помешать высадке десанта. В течение 225 дней, пока держался плацдарм наМалой земле моряки беспрерывно снабжали его под огнём противника.
Десант в Новороссийск в сентябре 1943 года дивизион под командованием капитан-лейтенанта Сипягина высаживал десант непосредственно в Новороссийский порт. Ему удалось прорвать линию боковых ворот и высадить в порту 304 бойца с боевой техникой. За этот подвиг Н. И. Сипягин был удостоен звания Героя Советского Союза.
Последний десант, в котором принял участие капитан 3 ранга Сипягин, был десант в Крым, вошедший в историю как «Эльтигенский десант». В ночь на 1 ноября 1943 года при обеспечении высадки десантников на крымскую землю Николай Иванович Сипягин погиб.
Очень хорошо, что имена этих героев не затеряются в наслоениях времени, а будут смотреть с бортов новых российских кораблей.