«Севастополь» - третий и последний представитель проекта «Полтава». В общей сложности он создавался более восьми лет с 1892 по 1900 гг. В отличие от двух других своих одноклассников был оборудован менее мощными машинами. Данные испытаний разнятся, но примем предположение, что техника позволяла развить 15-16 узлов.
Путешествие броненосца на Дальний Восток окончилось в Порт-Артуре почти одновременно с «Полтавой» в марте 1901 г.
«Петропавловск» к этому времени больше двенадцати месяцев был в составе Тихоокеанской эскадры.
Три новейших корабля основательно увеличили боеспособность флота в Желтом, Восточно-Китайском и Японском морях. Перед войной русские часто посещали Японию, и будущие противники были хорошо осведомлены о возможностях друг друга. Отряд, сформированный из команды броненосца, занимался охраной дипломатической миссии в Чемульпо.
Из истории войны.
В ночь на 27 января японцы не смогли попасть в «Севастополь» торпедами. Но утром нескольких удачных выстрелов средним калибром по нему добились корабли адмирала Того. При входе в Порт-Артур на следующий день после сражения броненосец потерся бортами с «Полтавой».
Восточный и Западный бассейны Порт-Артура со всех сторон окружены горами и сопками. Чтобы попасть по внутренним бассейнам, японцы занимались перекидной бомбардировкой, оставаясь далеко в море, вне зоны береговых батарей крепости. «Севастополь» участвовал во всех действиях эскадры от начала войны до сдачи осажденного Порт-Артура. В марте произошло столкновение с «Пересветом», послужившее причиной назначения на броненосец Н.О. фон Эссена, ставшего его последним командиром.
С гибели «Петропавловска» и до ввода в строй подбитого еще в январе «Цесаревича» корабль являлся флагманом Е.И. Алексеева. Для усиления обороны крепости с эскадры передали на берег часть 152-мм артиллерии, и «Севастополь» лишился четырех орудий. Флот оказался донором армии.
После неудавшегося прорыва морской блокады в начале июня броненосец подорвался на минном заграждении. К счастью, он смог самостоятельно добраться до бухты Белый Волк, что прилегает к Тигровому полуострову с юга. Стоянка растянулась почти на полтора месяца, корабль снова был готов идти в бой только 25 июля, а во время ремонта на борту произошел пожар.
28 июля шесть броненосцев и четыре крейсера Тихоокеанской эскадры были перехвачены японцами, в полдень начался бой в Желтом море. Сражение продолжалось около восьми часов. «Севастополь», замыкавший с «Полтавой» колонну В.К. Витгефта, получил несколько крупных повреждений, но продолжал вести огонь до самого наступления темноты. Его опять преследовали пожары на борту.
Потеряв «Цесаревич» и не имея возможности оторваться от противника за счет скорости, эскадра легла на обратный курс к Порт-Артуру. На броненосце было уничтожено одно 152-мм орудие и две 47-мм пушки Гочкиса, остальное оружие осталось в порядке.
Эссен настаивал на навязывании японцам еще одного генерального сражения, но совет командировал и флагманов решил защищать крепость. Порт-Артур как база флота утрачивал свой смысл без эскадры. А корабли теряли единственное незамерзающее место стоянки в отсутствии Порт-Артура.
С августа 1904 г. «Севастополь» фактически превратился в самоходную артиллерийскую баржу Западного бассейна.
Из экипажа выделили роту матросов на сухопутный фронт в 180 человек, почти треть команды.
10 августа Эссен в сопровождении шести миноносцев вышел из Порт-Артура для обстрела японской армии с моря. Сразу по появлении на внешнем рейде броненосец был замечен японскими кораблями из наряда сил, ежедневно крейсировавшего перед крепостью.
С одиннадцати часов утра «Севастополь» и миноносцы начали обстрел вражеских позиций на суше. В это время с севера вернулись крейсера противника, понимая неравенство сил, Эссен приказал поворачивать обратно. Возвращаясь в базу, броненосец снова, как в июне, угодил на мину, но все же смог дотянуть до места стоянки на внутреннем рейде.
Во время первого штурма Порт-Артура «Севастополь» находился на огневой позиции в Восточном бассейне, играя роль батареи дальнобойных орудий. Почти два месяца, до конца октября, корабль провел в ремонте из-за последнего подрыва на минах. Японцы к этому времени захватили несколько господствующих высот и доставили в район Люйшуня осадную артиллерию.
К ноябрю 1904 г. из всей эскадры готовы к выходу в море были только три броненосца: «Севастополь», «Полтава» и «Победа».
25 ноября Эссен с оставшимися миноносцами ушел в бухту Белый Волк для подготовки к прорыву блокады. Деятельная натура командира не оставляла сомнений, он планировал идти навстречу эскадре Рожественского. Ни о каком интернировании в Циндао и речи не шло. Японцы продолжали бомбардировку места бывшей стоянки корабля еще сутки, пока не улучшилась погода.
По воспоминаниям очевидцев это была настоящая осада. С 27 ноября по 3 декабря вражеские миноносцы ежедневного ходили в атаку на последний русский броненосец. В распоряжении Эссена еще оставались канонерская лодка «Отважный» и семь миноносцев. 30 ноября японцы добились одного попадания в носовую часть корабля. В ночной атаке 1 декабря на минном заграждении противник потерял один из своих миноносцев.
Следующей ночью бой повторился, в «Севастополь» стреляли торпедами более двадцати японских миноносцев, один из них был потоплен миноносцем «Сердитый».
Самой успешной стала атака в ночь на 3 декабря 1904 г., когда в броненосец попали три торпеды, лишив его хода и повредив рулевые механизмы.
Четыре успеха в шести атаках, восемьдесят выпущенных торпед, два потерянных миноносца.
20 декабря команда затопила «Севастополь» на дне Белого Волка. Он стал единственным из уничтоженных в Порт-Артуре кораблей, который не смогли поднять японцы. Самый стойкий броненосец 1-ой Тихоокеанской эскадры.
В истории России название «Севастополь» носили еще два корабля. Один из них – линкор времен Первой мировой и Великой Отечественной войны. Второй – ракетный крейсер, построенный СССР в конце 60-ых гг.