Найти в Дзене
Звезды Турции

Последняя валиде. Почему титул матери султана перестал существовать

К чести османских правителей, своим матерям они оказывали самое большое уважение, возможное для женщин, а то и для мужчин. Валиде была и первой, и последней инстанцией, куда обращались и за помощью, и за советом. Но всему приходит конец.

Официально титул валиде первой получила мать Сулеймана Айше-Хафса, но это не значит, что до нее матерей не уважали. Еще со времен Османа Гази и его матери Халиме-хатун, жены Эртугрула, женщины правителей, родившие сыновей, были почитаемы. Часто они брали на себя и государственную роль. Особенно в начале династии.

Султан Мурад 1-ый, который считается первым носителем звания султана (до него османы были беями), в память о своей матери Нилюфер построил благотворительное заведение. А было это аж в 14 веке. Еще тогда правители хорошо осознавали, что значит уважать мать.

Даже мужья не относились так к своим женам, как сыновья-султаны к валиде. Хотя многие женщины просто не успевали дожить до султаната своих шехзаде. Мехмед Фатих был очень почтительным сыном, хотя отец Мурад не любил ни его, ни его валиде-христианку. Однако в Бурсе, где упокоилась Хюма-хатун, в честь женщины был назван целый район города.

-2

Первой валиде, возглавившей гарем именно в Стамбуле (Константинополе) посчастливилось стать его жене Эмине-Гюльбахар. Сын Баязид (дед Сулеймана) с помпой ввез ее во дворец. От этих матери и сына сохранилась первая переписка, которая уже является более конкретных доказательством значимости матери.

Из всех женщин женского султаната валиде не удалось стать как ни парадоксально, только Хюррем-султан. Нурбану, Сафие, Кесем и Турхан познали радость этой власти. Некоторые даже несколько раз. Сафие рулила правлением внука, а Кесем - двух своих сыновей. Особняком осталась только Махфируз, которую сделали живым памятником - выслали при живом сыне Османе и не позвали обратно.

Хандан и Халиме были странными валиде. Первую сын не допускал до власти, вторая была матерью безумного. Сложно назвать такую судьбу счастливой и успешной. Тем не менее статус у них был.

Второй дважды валиде кроме кроме Кесем-султан была жена ее внука Эметулах Рабия Гюльнуш. Оба сына Мехмеда Мустафа и Ахмед попали на трон не без усилий мамы.

После того, как шехзаде стали заключать в кафес, дожить до этого титула стало невероятно сложно. Даже султаны вступали на трон пожилыми, а уж матери их были и вовсе древними. Но некоторым все же везло.

Например, грузинская мать одного из первых преобразователей султана Селим Михришах-султан по сути правила вместе с сыном до конца своей жизни больше 15-ти лет. Селим сел на трон в 27 лет, а валиде тогда было 44 года. Мать второго прогрессивного падишаха Махмуда 2-го Накшидиль по слухам вообще была француженкой и хорошо знала европейскую жизнь. Накшидиль было 42, когда сын стал правителем, но не в его характере было к кому-то прислушиваться. Зато она была довольно богатой женщиной.

Мать Абдулазиза Пертевниял-султан посчастливилось последней занимать гарем дворца Топкапы, но ей выпало и пережить сына. Кто знал, что в новом дворце Долмабахче, построенном с европейским размахом былая слава матерей султанов очень скоро полностью сойдет на нет.

Здесь будет только одна, последняя валиде династии - Шевкефза-султан. Ее влияние в гареме было действительно серьезным, как будто напоследок судьба предоставила ей шанс завершить на высокой ноте.

-3

Шевкефза приехала еще в гарем Топкапы и там стала фавориткой Абдулмеджида. Амбиции девушки проявились сразу, поскольку она была старше жениха, но это никого не смутило, хотя у него уже были другие жены. Однако очень быстро султанша вырвалась в лидеры, помог ей в этом туберкулез, который подкашивал всех в то время. Но крепкое здоровье застраховало Шевкефзу и она всех пережила, включая супруга.

Сынок Мурад стал первым шехзаде и у матери и у отца. После валиде родила еще дочь, но малышка долго не протянула. Шевкефза вознеслась очень высоко еще будучи просто женой, так как полностью командовала гаремом и ни одно решение без ее ведома не принималось. Однако нельзя сказать, что она была уважаемой, скорее ее боялись. А вот супруг был к ней не особо привязан. Зато Шефкевза компенсировала многое за счет богатства. Говорят, что первое, что она сделала когда сын сел на трон, это прикарманила себе все возможное имущество дворца.

Но власть ее скоро закончилось, так как Мурада признали больным. Сын прожил достаточно долгую жизнь под арестом и Шевкефза покинула мир раньше него. Это было ее последним утешением.

Последующие четыре султана династии всходили на трон уже без матерей. Все они были далеко немолодыми людьми и ни одна из валиде просто не смогла дожить до их султаната.