Когда мы говорим «робот», первая ассоциация – неуклюжий Android на экзоскелете, который играет в футбол или сваривает автомобили. Но существует еще один большой класс роботов. Невидимых, но очень полезных. Речь о софтверных, или по-другому – программных, роботах, помогающих автоматизировать сложные бизнес-процессы.
Софтверные роботы пригодятся везде, где есть алгоритм
Идея о программных роботах носится в воздухе с 90-х годов прошлого века. Технология для их создания тогда уже существовала, но рынок был не готов к их массовому использованию. Сейчас в России эта технология начинает закрепляться.
Мы говорим RPA – подразумеваем компьютерную программу-робота, которая выполняет действия сотрудника в других программах. Современные программные роботы умеют работать с совершенно разными приложениями, например, web-, десктопными (SAP, 1С), офисными пакетами (Microsoft Word, Excel) и др. Они обладают функциями компьютерного зрения и благодаря этому могут распознавать изображения.
Роботы полностью имитируют работу пользователя за компьютером, поэтому идеально подходят для решения рутинных задач. Они взаимодействуют с другими системами так, как это делают люди, только существенно эффективнее: работают без перерывов, выходных и болезней, не делают ошибок и экономят деньги.
Какие задачи люди могут смело доверять программным роботам?
- Сверка и перенос данных из одной инфосистемы в другую или из файла в инфосистему;
- Массовое создание электронных писем, мониторинг email-ящика, реагирование на входящие письма.
- Поиск и сбор информации из различных источников. Например, стоимость товаров, информация о конкурсах на электронных площадках, резюме на интернет-ресурсах и в соцсетях.
- Выверка данных и загрузка первичных данных в систему на момент ее старта, а также параллельный ввод данных.
- Внесение данных в исторически существующие инфосистемы. Никто уже и не помнит, как они устроены внутри, а роботу для работы нужен всего лишь доступ к экрану.
- Работа с системами, у которых нет API (Application Programming Interface – язык «общения» компьютерных программ для совместного выполнения какой-либо общей задачи).
Пример: Коммерческому электронному Банку необходимо заполнять ипотечные кредитные заявки и передавать их в банки-партнеры. Заполнение заявки происходит на сайте банка-партнера, никакого программного интерфейса нет. Если раньше это делал оператор переносом вручную из информационной системы Банка в витрину банка-партнера, то теперь эту работу выполняет программный робот.
Сценарии использования RPA охватывают также бухгалтерский учет, управление счетами, проверку достоверности данных, автоматизированное управление обслуживанием клиентов и т.д
Стоп! Робот не пройдет?
Фактор ограничения RPA – отсутствие алгоритма работы. Тяжело автоматизировать, если нет процессов. Однако предприятие же работает, значит, процессы каким-то образом выстроены. И в этих выстроенных, пусть даже и неформализованных процессах все равно есть рутина и монотонность.
Стоит признать, что зачастую продвижение новой технологии сдерживается неприятием ее сотрудниками организации, а подчас – и саботированием процесса роботизации.
Рискнем дать совет: будьте внимательней к людям. Интересуйтесь, что делают сотрудники, постройте правильную систему мотивации, и вы увидите проблемные места как на ладони.
Кто виноват? … Что делать?
Два извечных вопроса российской действительности. В несколько измененной формулировке, но по-прежнему актуальные они встают и в проектах роботизации. Из уст руководителей компаний звучат они так: кто виноват, если в алгоритме есть ошибка или программа-робот не работает? Второй вопрос - что делать с людьми, которых заменили «невидимые сотрудники»? Эти вопросы волнуют многих заказчиков.
Как мы понимаем, роботы работают по алгоритмам, которые создают люди. И соответственно, программный робот сам по себе не может совершать ошибки, если это не заложено в алгоритме. И именно специалист, который “произвел на свет” робота и будет нести ответственность за качественные и количественные результаты работы «цифровой рабочей силой».
Эффективность внедрения роботов не всегда измеряется в сокращенных сотрудниках. Зачастую рутинные операции отнимают только часть рабочего времени, и задача заключается в том, чтобы используя роботов, высвободить это время. Что делать дальше?
Каждый руководитель решает по-своему. Варианты разные: «Да, мы можем сократить штат» или «Мы можем не набирать штат». А есть и такой: «Теперь мы можем обеспечить сотрудникам более спокойный режим работы – без авралов, сверхурочных и прочих бед».
Эффекты от внедрения RPA
Для многих компаний RPA уже приносит выгоду в области повышения качества выполнения процессов, а также снижения рисков и затрат от ошибок.
Рынок RPA
Немного статистики. По оценкам Hfs Research Ltd, объем мирового рынка RPA в 2016 году составлял 271 млн. долларов. Согласно прогнозам аналитиков, к 2021 году он достигнет 1 224 млн. долларов. Рост мирового объема внедрений RPA в 2017 году составил 100 -150%.
Более 70% крупных международных компаний уже применяют технологии RPA.
Роботизация активно внедряется в компаниях нефтегазового и энергетического секторов, финансовых услуг, телекоме, розничной торговле и электронной коммерции, здравоохранении и страховании и ОЦО (общий центр обслуживания) крупных компаний.
В какое направление ваша организация планирует инвестировать в следующем году для снижения операционных затрат?
Сегодня российский рынок RPA формируется в основном крупными игроками, то есть Enterprise-клиентами. Однако если посмотреть на историю развития роботизации процессов в таких странах, как, например, Австралия (где получила огромную популярность технология RPA), Соединенные Штаты, то мы увидим, что потребителями роботов зачастую являются мелкие и средние компании, в которых ручной труд стоит дорого.
Типичный пример для Австралии. Небольшая компания, в ее штате несколько человек и еще один человек на полставки. Он работает полдня – вводит-переносит данные из системы в систему и т.д. В этом случае компании выгодно сделать одного-двух роботов и окупить эти затраты в течение полугода-года.
Рано или поздно российский рынок тоже начнет двигаться в этом направлении, так как стоимость человеческого труда выше стоимости таких легких автоматизированных систем.
Павел Борченко
Директор по инновациям, Аплана. Бизнес-решения