Найти тему
Классическая ГИТАРА

Важнейшие династии лютье в современной эволюции инструмента (часть первая)

Исторически всегда было так, что навыки в ряде различных ремёсел передавались в семьях. В Испании производство гитар издавна являлось семейным бизнесом. К концу 19-го века некоторые из самых известных семейных гитарных производств выросли из небольших магазинов вокруг Мадрида.

Первенство должно быть предоставлено Antonio de Torres (1817 - 1892) и Francisco Gonzalez (1829 - 1879) — за их вклад в развитие современного дизайна гитары и создание импульса в производстве гитар во всём XX веке. Усовершенствования, сделанные Торресом, "отцом современной классической гитары", хорошо известны. Но также был важен и Гонсалес с его "элегантным дизайном со специальной системой", который отличался от дизайна Торреса. Влияние с этих двух сторон привело к возникновению династии Рамирес, одной из самых старых и знаменитых.

Примечательно, что Гонсалес был учителем Manuel Ramírez (1864 - 1916) и его брата Jose Ramírez I (1858 - 1923). Братья работали вместе в одном магазине, но разошлись, когда Мануэль открыл конкурирующее производство. Оба первоначально придерживались методов Гонсалеса, но Мануэль позже склонился к подходу Торреса. Мастерство обоих братьев Рамирес было передано важнейшим испанским лютье как внутри, так и вне семьи.

Ramírez (Рамирес)

Слава и репутация лютье часто связаны с успехом артистов, которые играют на их инструментах. Часто рассказывают о том, как Андрес Сеговия получил свою первую концертную гитару в Мадриде от Мануэля Рамиреса. Сеговия в начале своей карьеры играл на гитаре, созданной Benito Ferrer из Гранады. Чувствуя, что инструмент его не устраивает полностью, маэстро спросил в магазине Мануэля в 1913 году об аренде концертной гитары. Услышав его игру, Мануэль подарил ему прекрасную концертную гитару, собранную в его магазине в 1912 году Santos Hernández. Сеговия играл на нём по всему миру в течение следующих 25 лет.

Хотя Мануэль Рамирес не оставил потомства для продолжения своего бренда, ему приписывают подготовку лучших лютье Santos Hernández, Enrique Garcia, Modesto Borreguero и Domingo Esteso. После смерти Мануэля Рамиреса в 1916 году его вдова продолжала управлять их магазином, а из-за лояльности к Мануэлю Hernández и Esteso работали там до того, как вдова умерла в 1921 году.

В своей книге "Искусство и ремесло изготовления классических гитар" ("The Art and Craft of Making Classical Guitars") Мануэль Родригес старший (Manuel Rodriguez Sr.) даёт генеалогию испанских гитаристов мадридской школы. Она показывает плодотворную линию Хосе Рамиреса I и последующих пяти поколений, которые освоили торговлю и продолжают делать прекрасные инструменты и сегодня.

Хосе I оставил свой след с его "Guitarra de Tablao", инструментом фламенко с большим, чем обычно, корпусом, предназначенным для мощной звуковой проекции. Интересно, что первые классические гитарные записи, сделанные Агустином Барриосом, были сделаны на инструменте 1911 года, построенном Хосе Рамиресом I. Его сын Хосе Рамирес II (1885 - 1957), ученик своего отца, решил отправиться в Южную Америку с исполнителями фолк-группы. Он поселился в Буэнос-Айресе в Аргентине, где женился и получил сына Хосе Рамиреса III (1922 - 1995). Спустя 20 лет жизни за границей он и его семья вернулись в Мадрид в 1925 году, через два года после смерти Хосе I. Хосе II продолжил дело своего отца, твердо установив династию.

Постоянное совершенствование и дизайн имеют важное значение для лютье, и являются отличительными признаками семейных инструментов Рамирес. Хосе Рамирес III, который учился у своего отца, выделяется тем, что он сделал первые гитары с кедровыми верхними деками, увеличил размер корпуса и делал 10-струнные гитары. В 1963 году, после многих лет игры на гитарах Hauser I, Сеговия начал играть на инструментах Хосе III и продолжал это делать с брендом Рамиреса всё последнее десятилетие своей жизни. С 1969 по 1980 год Сеговия играл на гитаре, построенной в магазине Рамиреса в 1969 году Антонио Мартинесом (Antonio Martinez). Хосе III расширил бизнес и обучил таких выдающихся авторитетов, как Paulino Bernabé, Felix Manzanero, Manuel Contreras, Manuel Rodriguez, Ignacio M. Rozas, Manuel Caceres и José Romero.

Хосе III выращивал своего сына Хосе Рамиреса IV (1953 - 2000) и дочь Амалию (b. 1955), которая продолжала расширять бизнес. Когда Сеговия выбрал гитару, построенную Хосе IV в 1979 году, это значительно повысило уверенность молодого лютье. Вскоре Хосе IV разделил традиционные и специальные модели Ramírez.

С момента его смерти в 2000 году Амалия руководила магазином. Среди её инициатив — анализ лекал, систем пружин и разработка новых моделей, таких как линия SP (Semi Professional). В 2007 году она также отметила 125-летие компании выпуском "limited-edition" профессиональной модели. Кроме того, она наблюдала за юбилейным перевыпуском гитары José Ramírez I 1913 года "Guitarra de Tablao".

Племянница Амалии Cristina Ramírez и племянник José Enrique Ramírez присоединились к компании в 2006 году, представляя пятое поколение семьи. José Enrique работает в качестве лютье и изучает все правила, а Кристина изучает основы производства, но в основном работает на стороне бизнеса.

По материалам статьи (англ.). Продолжение следует.

Если вы считаете информацию интересной, обязательно ставьте лайк — это продлевает "жизнь" публикации в ленте Дзена. А по следующей ссылке — Классическая гитара, путеводитель по каналу.