В 2017 году Правительством РФ был утверждён национальный проект «Цифровая экономика». Цель этого проекта – переход России к цифровой экономике к 2024 году.
Одним из пунктов «Цифровой экономики» стал федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды». Речь в нём шла в том числе о введении электронного кадрового документооборота уже с 2020 года. Этот законопроект уже одобрил президиум правкомиссии по цифровому развитию. Окончательно утвердить его может сама правкомиссия под руководством Дмитрия Медведева (даты до сих пор не указаны).
Однако не все поддерживают такой быстрый переход на электронный документооборот. Минтруд предлагает продлить его (несмотря на то, что срок был указан в нацпроекте). Изначально Минтруд объяснял это тем, что россияне уже привыкли к бумажной документации и выступают против таких быстрых изменений. Теперь, как сообщает «Коммерсантъ», Минтруд аргументирует необходимость продления техническими сложностями: нужно решить вопросы, связанные с юридической значимостью электронных документов, а также с методом хранения и защиты данных.
Чем может навредить бизнесу кадровый ЭДО?
В 2018 году в качестве эксперимента несколько крупных российских предприятий (например, АО «Газпромбанк» и ПАО «АВТОВАЗ») перешли на кадровый электронный документооборот. Что же отмечается в результате этого эксперимента?
Во-первых, то, что необходимо законодательно утвердить единые требования к электронной цифровой подписи, а также снизить её стоимость (так как предполагается, что получать ЭЦП бизнес будет за свой счёт).
Во-вторых, бизнес опасается того, что в случаях утери электронной документации или проблемах в работе ПО (и, как следствие, невозможности передать эти данные в электронном виде) работодатели будут привлекаться к ответственности. Кроме того, в случае потери электронного документа работникам будет сложно защитить свои права.
Что предлагает Минтруд?
Согласно плану Минтруда, формирование подходов и определение этапов и сроков перехода завершатся только к июню 2020 года. И только в конце 2021 года эти подходы, сроки и этапы буду утверждены законодательно. При этом после перехода работодатель должен будет дополнительно вести бумажные трудовые книжки ещё в течение шести лет, а перейти на электронные сможет только по заявлению самого работника.
Ещё один спорный вопрос – это администрирование данных. Предполагается, что его поручат ведомству, у которого отмечаются лучшие показатели по части учёта. А это Пенсионный Фонд и Налоговая Служба. Но Пенсионный Фонд уже и так отдал часть своих функций Налоговой Службе. Если администрировать данные кадрового учёта будет другое ведомство, то Пенсионный Фонд должен будет передать и другие свои функции. Поэтому допускается возможность создания принципиально нового ведомства по учёту данных.