Новость об изменениях в ЕГЭ по русскому языку взбудоражила всех этой осенью. Куда делись аргументы? Как теперь писать комментарий? Что с нами будет!?
Эти и другие вопросы мучали каждого одиннадцатиклассника. Однако потом интерес к сочинению ЕГЭ немного угас – впереди Итоговое сочинение, которое полностью захватило всеобщее внимание.
Но скоро уставшие ребята получат свои долгожданные «зачёты» и столкнутся с суровой реальностью: до ЕГЭ меньше полугода, подготовку откладывать больше нельзя.
И чтобы вы не сходили с ума в поисках правды о том, как же всё-таки писать этот замысловатый новый комментарий в 27-ом задании ЕГЭ по русскому языку, в этой статье я соберу для вас всю актуальную информацию, а также расскажу о мифах и легендах, которые путешествуют по просторам интернета и сбивают учеников с толку.
Мифы о комментарии
Миф 1. Нужно писать про актуальность.
Многие ученики, оформляя комментарий, используют клише про актуальность и злободневность проблемы (клише взяты из интернета):
1.Данная проблема затрагивает глубинные струны души читателя,Действительно, проблема очень серьезная. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах общественной жизни.
2.Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Автор затрагивает злободневную проблему, которая никого не может оставить равнодушной. Она в большей или меньшей степени касается каждого из нас.
Это комментарий? Нет! Для эксперта это «бла-бла-бла», сплошная вода, общие фразы и ничего по делу. НИКОГДА не пишите в сочинении по русскому языку про актуальность проблемы, этого слова вообще не должно быть в вашем сочинении. Все проблемы, поставленные в текстах ЕГЭ, и так актуальны, эти фразы можно написать абсолютно к любому тексту, поэтому они не несут в себе никакой ценности, а только будут раздражать эксперта.
Миф 2. Можно списать комментарий из задания про средства выразительности.
Если в комментарии вы начинаете анализировать эпитеты, метафоры и проч., будьте уверены, вы потеряете баллы. А если решите переписать текст рецензии – это гарантированный ноль, т.к. эти рецензии лежат перед глазами у проверяющих.
Миф 3. В комментарии нельзя писать номера предложений.
Можно, более того, НУЖНО, чтобы проверяющий увидел чёткие отсылки к тексту. Можно оформлять примеры
- Цитатами предложений: Автор говорит: «…».
- Косвенной речью: Автор говорит, что…
- Номерами предложений: Автор говорит о том-то (предложение 31).
Если вам говорят, что это запрещено и т.д. – это ничем не подкреплённое желание что-либо запретить, как раньше в аргументах ЕГЭ запрещали приводить «Гарри Поттера» (хотя можно было!)
Правда о комментарии ЕГЭ. Новые критерии
За комментарий ставят 5 баллов. Основные его компоненты:
- Пример из текста, важный для понимания проблемы (конкретное предложение, цитата)
- Анализ примера – что автор хотел нам этим сказать, на какие мысли наталкивает, к чему призывает
- Второй пример из текста
- Анализ второго примера
- Смысловая связь между примерами (они противопоставлены? Первый дополняет второй? Второй – вывод из первого? и т.д.)
Если все эти 5 пунктов присутствуют в работе, ученик получает 5 баллов.
Комментарий должен быть объёмным и подробным. Допустим небольшой пересказ (особенно если пишете сочинение по художественному тексту!), но не увлекайтесь. Каждый пример должен быть раскрыт и проанализирован.
Используйте клише:
- Автор заставляет нас задуматься…
- Автор сравнивает/сопоставляет/анализирует…
- В тексте противопоставлены…
- Автор приводит пример/делает акцент на…
По факту вы анализируете, ЧТО делает автор, чтобы донести до нас суть проблемы, заставить прочувствовать её важность.
Чтобы проанализировать примеры, можно использовать следующие клише:
- Тем самым автор хочет донести до читателей…
- Таким образом, писатель призывает нас…
- Это показывает, как важно…
- Этот пример даёт нам понять…
Больше нет никаких секретов, премудростей, подводных камней и т.д. Остальное – дело практики. Подробный разбор комментария и примеры эталонных работ часто показывают преподаватели образовательного центра «MAXIMUM» на бесплатных мастер-классах по русскому языку и профориентации.
Можно зарегистрироваться и задать преподавателю вопросы прямо на уроке.
Однако всё то, что было описано выше, уже должно очень сильно вам помочь написать идеальный комментарий ЕГЭ на 5 баллов.
Алина Косова