В Чили есть горы, долины, озёра, гейзеры, вулкан, пустыня – словом, тот минимальный набор географических и геологических условий, в которых строить такую систему транспорта, как метрополитен крайне сложно. Но никто не говорит, что невозможно!
В начале XX века столица Чили пережила демографический взрыв, в городе начался инфраструктурный хаос. Местные жители не то чтобы не знали, в какое госучреждение обратиться, чтобы решить проблемы, они даже не понимали, как до этих госучреждений добраться. Своего пика ситуация достигла в 1944 году, тогда городские власти всерьёз заговорили о строительстве системы метрополитена. Впрочем, разговоры длились 16 лет, и лишь в 1960 году был объявлен международный тендер. Лучшим признали проект франко-чилийского консорциума BCEOM SOFRETU CADE: пять линий, 60 км путей и полноценный ввод в эксплуатацию в 1990 году.
Началось строительство метрополитена в Сантьяго в мае 1969 года, хотя утверждённый план пришлось поменять и не раз. Во-первых, из-за экономического кризиса. Во-вторых, из-за неожиданного роста населения в той части города, которую изначально проект метро не охватывал. В-третьих, из-за землетрясения в соседнем городе Альгарробо.
Несмотря на все перепланировки, метрополитен Сантьяго с 15 сентября 1975 года регулярно перевозит чилийцев по столице. Ежедневно услугами метро пользуется около 2,5 миллионов человек, 31 октября 2012 года был установлен рекорд пассажиропотока в 2 780 666 человек.
Нынешний маршрут Metro de Santiago включает шесть линий, 119 км путей и 118 станций – подземных, наземных и надземных. К 2025 году планируют открыть седьмую линию на юго-востоке Сантьяго, а в отдалённой перспективе – ещё две линии, чтобы соединить муниципалитеты Ла Флорида и Пуэнте-Альто с Провиденсией и центр города с коммуной Ла Пинтана.
Работает метрополитен с 5:35 до 00:08 по будням, в субботу с 6:30 до 00:08, а по воскресеньям и на праздники режим работы устанавливают более щадящий – с 8 утра до 23:48. Более того, местным жителям приходится покупать и пополнять проездные билеты заранее, потому как бесконтактный проездной “Bip! Card” можно купить с 6:00 до 23:00 с понедельника по пятницу, с 6:30 до 23:00 по субботам и с 8:00 до 22:30 по воскресеньям и в праздничные дни.
Ранжирование по времени затрагивает и тарифную политику метрополитена. В пиковые часы – с 7 утра до 8:59 и с 18:00 до 10:59 – проезд стоит 76 рублей. С 6:30 до 6:59, с 09:00 до 17:59 и с 20:00 до 20:44 – 68 рублей. А в непиковое время с 06:00 до 06:29 и с 20:45 до 23:00 – 63 рубля.
Цена не самая низкая, но стоит хотя бы раз спуститься в метрополитен Сантьяго, чтобы увидеть его произведения искусства. Архитектурно выделяются не все станции, но на многих есть свои сокровища. Например, гигантская фреска на историческую тему в вестибюле “Universidad de Chile”. Или португальское азулежу на “Santa Lucía”, любезно подаренное Лиссабонским метрополитеном.
По традиции, немного особенностей метро в Сантьяго:
· В марте 2012 года во время ежегодной премии Metro Rail в Лондоне метро Сантьяго признали самым качественным на территории всего континента по уровню предоставления услуг.
· По начинке метрополитен признан одним из самых современных в Латинской Америки.
· Линия 1 – самая загруженная, на неё приходится почти половина всего пассажиропотока. Дело в том, что именно эта линия охватывает промышленные районы и основные достопримечательности столицы Чили.
· В метро эксплуатируют составы на стальных и резиновых колёсах.
· Помимо самого метрополитена, в Сантьяго есть «метробусы» и «метротрнен нос» - интегрированная в метро скоростная железная дорога, обеспечивающая пригородное сообщение с центральным вокзалом.
· Метро Сантьяго не имеет привычного обозначения: вместо буквы «М» на входе представлен логотип из трёх красных ромбов, символизирующих связь между дорогой, автобусами и метро.
· Несмотря на высокий уровень безопасности пассажиров, метрополитен до сих пор борется с воришками на окраинных станциях и в историческом центре.
· На загруженных станциях работает MetroTV – информационная система о работе метро, также транслирующая на экраны музыкальные клипы и новости.
· Помимо прочего, в Сантьяго есть Bibliometro. Зарегистрирвоаться в системе и взять на прокат книгу может любой пассажир, понадобится лишь чилийский ID или заграничный паспорт.
· Также пассажиры могут воспользоваться Bicimetro – системой велопарковок у станций, которая называется «Нулевая линия».
· Метрополитен Сантьяго находится всего лишь в 100 с небольшим километрах от Тихого океана.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Метро. Повседневности» – @spbmetropolitan